Коллекция памяти
Страсть к раритетной технике у Михаила и Александра Шептаевых проснулась ещё в детстве. Во многом благодаря родителям. Отец Валерий Пантелеймонович 30 лет учил водителей и автокрановщиков в местном техникуме. Дед Пантелеймон Григорьевич прошёл всю войну сапёром.
«Начинали с велосипедов и мопедов. Ещё в школе собирали их по чертежам журнала «Юный техник». Тогда освоили сварочный аппарат и другие инструменты», – рассказывает Михаил.
Собирать первый транспорт приходилось из подручных материалов. Со временем их стало не хватать. И братья увлеклись поисковой деятельностью. Они и сегодня уверены: память о войне хранится не только в документах, фотографиях и кинолентах. Она прячется в холодной броне утонувших танков, покрытых ржавчиной зенитках и продырявленных бронеавтомобилях.
«Экспонаты собираем и выкупаем по всей стране. Часть техники нашли в Новосибирске и Архангельске, часть здесь, – говорит Александр. – Нужные детали ищем с помощью Интернета. А знания черпаем из исторической литературы».
Шептаевы стремятся к достоверности военных событий, поэтому коллекционируют вооружение не только Красной армии, но и противника. Сегодня в арсенале мастеров больше десятка единиц техники. А сколько было отдано в различные музеи – уже и не сосчитать.
«Почти все на ходу. Боевые машины участвуют в памятных мероприятиях, которые проводятся в области. Они были подняты из водоёмов, отреставрированы и возвращены в строй», – заверяет Михаил.
BMW из Казахстана
Одной из первых добытых эксклюзивных моделей стал автомобиль BMW-321 1938 года выпуска! Во время войны он считался одним из самых комфортных для передвижения командного состава.
«Их начали выпускать ещё до войны. Это был гражданский автомобиль, а с началом боевых действий стал возить офицеров», – говорит Михаил.
Эту машину часто сравнивают с советской эмкой, она же ГАЗ-М1. Правда, немецкий автомобиль был легче и резвее нашего. Зато эмка комфортабельнее заграничного спорткара.
Производство BMW-321 прекратилось в 1941 году. Главный завод BMW, который находился в Айзенахе, почти полностью был разрушен в 1944-м. Чудом уцелел небольшой запас деталей для этой модели. Немцы были полны решимости воскресить знаменитую марку. А потому осенью 1945-го обратились к маршалу Георгию Жукову с просьбой содействовать возобновлению производства. Советский Союз выполнил эту просьбу. Но в 1952 году юридическим собственником завода вновь стала Германия.
«Этот ретроавтомобиль попал в Россию из Казахстана. А мы его забирали уже в Губкине. Работали над ним примерно месяц, а на днях отправили его в музей Нижнего Новгорода».
Боевой прадедушка
Вторым автомобилем, пережившим реинкарнацию в гараже Шептаевых, стал прадедушка современных УАЗов – ГАЗ-67. Именно этого солдата бездорожья с вырезом вместо двери чаще всего можно увидеть в военных фильмах. Работали они вполне надёжно, ездили в любую погоду по любой местности, чем и заслужили уважение фронтовиков.
На завершающей стадии войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, а также как лёгкий артиллерийский тягач. Красноармейцы прозвали его козликом, а американцы – Иван Виллисом.
«Они были призваны заменить американские внедорожники виллисы. На базе этих машин позже появятся бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б», – поясняет Михаил.
Крепкий и надёжный «козлик» использовали также для перевозки пехоты и раненых. Спереди ГАЗ-67 попросторнее виллиса, но задние сиденья практически одинаковы. Представить, что здесь ездили двое, да ещё в полушубках и с оружием, трудно. Но ГАЗ и виллис – дети эпохи, когда избыточный вес граждан не был массовой проблемой.
Зато тяжёлый подъём в гору ГАЗ-67 даже на второй передаче преодолевал с упорством бывалого солдата, штурмующего безымянную высоту. Потому подобные двигатели использовались даже для грузовых машин – например, для ГАЗ-АА, более известного как полуторка.
«Таких ГАЗов мы восстановили уже шесть штук. Один из них был адаптирован для перевозки заключённых, другие отправились сниматься в фильмах».
Набравшись опыта, братья приступили к сложной гусеничной технике, такой как немецкие танки Т-1 и Т-3. Апофеозом этой тяжеловесной симфонии стал StuG-3.
«Это была самая массовая артиллерийская немецкая самоходка. Мы восстанавливали её на базе БМП-1. Сделали по чертежам, добытым в подмосковной Кубинке, в музее бронетанковых войск министерства обороны. Нам разрешили снять истинные размеры этой техники», – говорит Михаил.
Легендарная сорокапятка
Но главная гордость Шептаевых– легендарная пушка-сорокапятка, которая наряду с танком Т-34 стала символом нашей победы в Великой Отечественной войне.
«Сорокапятки были двух модификаций. Первая, образца 1937 года, являлась основным противотанковым орудием в начале войны. Она была способна поражать практически любую немецкую технику. Её скорострельность – 15 выстрелов в минуту», – рассказывает Михаил.
Второе известное детище мастеров – М-42, пушка образца 1942 года. Когда противник стал использовать танки с мощной броневой защитой, главными целями сорокапяток стали бронетранспортёры, самоходные орудия и огневые точки. Её скорострельность уже была до 20 выстрелов в минуту.
Подвижная, достаточно скорострельная и не слишком тяжёлая сорокапятка была незаменимой на полях сражений. Советские солдаты с её помощью отбивались и выходили из окружения в начале войны и добивали фашистов в 1945 году. В дни Сталинградской битвы на её долю приходилась почти половина всех пушек, состоявших на вооружении наших истребительно-противотанковых полков
«Над ней пришлось поработать несколько месяцев, – продолжает Михаил. – Использовали в основном подручные материалы. Например, в качестве ствола – обыкновенную водопроводную трубу».
По старым фотографиям
Сегодня мастера колдуют над германским тяжёлым бронеавтомобилем SD.Kfz.231. К середине 1930-х немецкая армия приняла на вооружение целую гамму разведывательных бронеавтомобилей, которые, подобно всем военным машинам, рассчитанным на выполнение специальных функций, получили обозначение Sonderkraftfahrzeug – спецмашина, или сокращённо Sd.Kfz.
«Немцы выпускали их с 1936 по 1943 год. Для своего времени это была прекрасная техника, способная действовать на пересечённой местности. Позднее танки заменили их как более совершенные боевые машины».
Шестиколёсный SD.Kfz.231 немцы собирали на базе грузовых автомобилей. Братья использовали ЗИЛ-157. Они утверждают, что это первая и последняя реплика данной немецкой бронемашины. Оригиналы до наших дней не дошли.
Весит такая махина больше 8 т. На шоссе броневик разгонялся до 90 км в час и на одной заправке бензина мог проехать больше 300 км. Основой его вооружения была 20-миллиметровая пушка, которая могла поражать легкобронированные цели.
— Чтобы превратить одну машину в другую, придётся попотеть. Все чертежи мы делали сами. Поднимали старые фотографии броневиков и на их основе делали новые расчёты, – поясняет Михаил.
— А как вы избавляете старые детали от ржавчины?
— Главный помощник в этом – пескоструйная камера, обычная наждачная бумага и руки.
После окончания работ хозяева раритетной техники обычно отдают её в музеи или представляют для участия в исторических реконструкциях.
— Это часть военно-патриотической работы, которую проводит в области наш клуб «Поиск», – добавляет Михаил. – А ещё наша техника снимается в кино.
Дорога жизни
Благодаря своему увлечению Шептаевы стали актёрами – они снялись в четырёхсерийном художественном фильме «Ладога – дорога жизни». Он вышел на российские экраны в год 70-летия освобождения Ленинграда.
«Нам позвонил помощник режиссёра по реквизиту. Он поинтересовался, есть ли у нас в наличии зенитная установка М-4. В блокадном Ленинграде она была основным оборонительным оружием, которое защищало город от воздушных атак. В начале войны их устанавливали на льду, на крышах домов, на кораблях, на поездах…»
Съёмки фильма проходили на Ладожском озере. Дорога по нему с 12 сентября 1941 по март 1943 года связывала блокадный Ленинград со страной. Для реальности сюжета пришлось полностью восстановить ход движения автомобилей по льду. Тогда трасса находилась под обстрелом немецкой артиллерии и авиации. Не меньшую опасность для водителей представлял и суровый нрав Ладоги. Только 29 ноября 1941 года на дно озера ушло 52 авто.
Сколько людей погибло на Дороге жизни за годы войны, сегодня не скажет никто. Машины – легендарные полуторки – доставали со дна озера ещё несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге № 101.
«Во время блокады продукты ленинградцам также доставляли ЗИС-5, в народе «Захар». Подобную модель мы восстанавливали полгода».
По сценарию фильма зенитчики, роль которых предложили сыграть братьям Шептаевым, как специалистам, хорошо знающим свою технику, охраняли небо от воздушного нападения. Они вступили в неравный бой с немецкими самолётами.
«Это был первый, но не единственный фильм, в котором участвовала наша техника, как, собственно, и мы сами. Нам нравится восстанавливать память о своих великих предшественниках. И делать её осязаемой для потомков», – заключает Михаил.