Не с хвоста. Как привить детям экологическое мышление
-
Мнение
-
Мнение
Корреспондент «Белгородских известий» – о том, почему детей нужно возить не только в театры и музеи, но и на городские свалки.
Я не очень люблю слово «экология». Мне кажется, оно себя изжило. Вернее, чиновники, журналисты, волонтёры и школьные методисты слишком часто использовали это слово в негативном контексте. И теперь все знают, что экология на нашей планете паршивая, а дальше никто не вникает. Слово поистёрлось и явно требует более жёсткой замены в языке, а значит, и в сознании людей.
Конечно, чтобы привить человеку экологическое мышление, нужно заниматься этим с пелёнок. Но часто эта задача даётся на откуп школе, где её в свою очередь с треском проваливают. И всё потому, что начинают не с головы, а с хвоста.
В наших школах есть древняя традиция – таскать учеников на всевозможные мероприятия: в органный зал, кукольные и драматические театры, в музеи и на концерты. А там, как правило, так: сидит учитель рядом с проходом и каждую минуту шипит через три ряда вперёд: «Тютькин, тихо, поставлю двойку по поведению!», «Иванова, завтра с родителями в школу». И так весь спектакль/концерт.
Потом с чувством выполненного долга учитель ставит жирную галку в план, мол, окультурены. А дети, как правило, выносят из таких походов, что Иванова – дура, а Тютькин светил в глаза актёров лазерной указкой, а потом получил затрещину от Марьиванны.
Я считаю, что школьников, кроме как в театры и музеи, нужно возить на свалку. Да-да, собрать класс, посадить в автобус и вывезти на городскую свалку. Чтобы они почувствовали этот запах, чтобы они посмотрели своими светлыми глазами на масштабы и объёмы, чтобы походили вокруг и порасспрашивали людей, что там работают. И показать им пластик, стекло и полиэтилен, в которых мы живём и купаемся, которые мы едим и пьём.
А потом без всяких нравоучений посмотреть с ними пару роликов, на которых наша планета не так прекрасна, как в рекламе туристических компаний. Где, кроме удивительной красоты, встречаются и ужасающие места, вроде гигантских электронных свалок.
Там всё время горят костры, а восьмилетние пацаны – ровесники наших второклашек – с раннего утра до позднего вечера разбирают сломанную технику за 3 доллара в день. Эти дети, которые постоянно дышат испарениями свинца и ртути, впоследствии редко доживают до 30.
И не надо лицемерить и зубрить прекрасные стихи прекрасных поэтов, которые «были способны ценить красоту родной природы, а ты, Сидоров-двоечник, никогда не научишься!». А Сидоров‑то этой природы и не видел никогда. Он и не знает про осень первоначальную. Потому что за его девятиэтажкой три завода, две свалки и гаражи. И нынешние честные поэты воспевают уже совсем другую «красоту» – промзону и бетонные заборы.
Детей нужно возить на свалки, к водохранилищу с мёртвой рыбой, рассказывать им о язвах этого мира, о больных и умирающих детях, о том, что наша планета полна боли. И что им под силу это изменить. Понемногу, по чуть-чуть: убрать мусор в соседней роще, отвезти ненужные игрушки детям в больницу и, самое главное, быть неравнодушными. Потому что иначе они не смогут понять, почему Пикассо написал свою «Гернику», а Альберт Швейцер лечил детей в Африке. Даже если вызубрят все стихи и все постановки местного театра.
Хороший вкус и понимание красоты – есть нравственное качество. Как говорил писатель Джон Рёскин, «вы не можете допеться и доплясаться до того, чтобы сделаться хорошими людьми; вы должны быть хорошими людьми, прежде чем начнёте петь и плясать».
Анастасия Состина
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции