Музей в торговых рядах. Как в Бирюче сохраняют свою историю
«Белгородская правда» рассказывает о местном краеведческом музее и его меценатах
![Музей в торговых рядах. Как в Бирюче сохраняют свою историю Музей в торговых рядах. Как в Бирюче сохраняют свою историю](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1e/8f/1e8f5d4a-dcc5-4d47-88c8-37d9dbc7361b/pamiatnik-arkhitektury-biriuchenskie-torgovye-riady-v-gorode-biriuch.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Теперь так не строят. Разбегающаяся в стороны аркада с полуколоннами, полутораметровые стены, подвалы со сводчатыми потолками – это памятник архитектуры «Бирюченские торговые ряды» в городе Бирюче.
Низкий поклон мастерам из 1782-го: сложили основательно, добротно, с гарантией на века. Несколько раз здесь был серьёзный ремонт, однако фундамент остался нетронутым.
Начало
Заказчиками рядов были богатые купцы Зворыкин, Санжаров, Тебенихин. Два одинаковых здания друг за другом – архитектурный ансамбль, подобия которому в Белгородской области больше нет. В одном здании работает районное управление культуры, в другом – краеведческий музей.
Музею 40 лет. Несколько раз открытие его переносили. Старожилы и краеведы потом долго спорили, когда же он заработал. Изучив фонды архива Белгородской области, дату открытия – 7 октября 1979 года – установила кандидат исторических наук, директор музея Галина Ямпольская.
Коллекцию экспонатов собирала группа энтузиастов, одним из которых был Александр Тихонович Харыбин, историк-учитель по образованию, 40 лет проработавший начальником районного отдела культуры. На грузовичке колесил по деревням и сёлам, выискивая по сараям и чердакам историю края. Старинную резную мебель передавали в дар из жалости, чтобы только не выбросить на свалку «такую красоту».
Сегодня в коллекции более 10 тыс. экспонатов, переживших несколько эпох и всех своих владельцев, большинство из которых сгинули во время голода Гражданской войны, коллективизации, репрессий, Великой Отечественной.
«Здесь всегда жили зажиточные люди, дворянские и купеческие династии. Даже в годы военного коммунизма, 1918–1921-е, когда всё подлежало конфискации и амбары вычищали до зёрнышка, бирюченцы умудрялись сохранить, спасти состояние. Выписывали по каталогам из Италии мебель, предметы роскоши. Вот такие люди были», – восхищается земляками Галина Алексеевна.
![Фото: Павел Колядин Музей в торговых рядах. Как в Бирюче сохраняют свою историю - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/98/17/9817e987-4170-4409-9974-022ec3a6f2da/pk_191120_154838.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Уничтожить
Когда дрогнул и замолчал этот старинный клавикорд – предок фортепьяно, который, наверное, был предметом гордости и обошёлся в кругленькую сумму своим хозяевам? Выжил ли хоть один участник домашних музыкальных спектаклей или их потомок, кто он, где?
«До сих пор существует проблема с архивными документами периода раскулачивания, хотя сто лет прошло. Меня волнует тема судеб бирюченских купцов, благотворителей, меценатов, которая остаётся закрытой. Мы не знаем имён многих и того, как закончили они свой путь. Работая в архиве, постоянно натыкалась на резолюции: «Все документы о раскулачивании уничтожить».
Евгений Никанорович Павловский, академик, паразитолог, победивший эпидемию сыпного тифа в Гражданскую войну, писал на родину: «…Мне было интересно узнать о последующем превращении города Бирюча в село Красногвардейское и хотелось бы узнать время и причины этого превращения». О счастливой и трагической судьбе земляка-учёного рассказывает мемориальный уголок с личными вещами, фотографиями, рисунками, книгами и документами. Всё это передала в фонды дочь академика Ирина Быховская-Павловская – ценность экспонатов для музея невообразимая.
«Приобретении коллекции картин Владислава Владиславовича Ежевского помог губернатор Евгений Савченко, – продолжает Галина Алексеевна. – Ежевский – учитель рисования, гомеопат, всю жизнь скрывавший дворянское происхождение, до старости работал в нашей школе. Однако никто не знал, что он писал портреты. Коллекционер из Воронежа, который привёз их к нам на выставку, позиционировал Ежевского как последнего портретиста царской России. Я была заворожена, увидев работы. Смотрела и плакала от восторга».
К 1917 году в Бирюче существовало музыкально-драматическое общество, здесь всегда почитали театр, артистов. До революции труппу содержал некто Костюченко. В летний театр, устроенный на широкую ногу, с шиком, покупали мягкие кресла. В основном ставили пьесы украинских авторов Тараса Шевченко, Леси Украинки. Музей сохранил хорошую память о театральной жизни города.
— Привидения не беспокоят? Никто не заходит за своим ухватом или сапогами?
— Я только пришла работать, 15 лет назад, как сотрудники попросили пригласить священника. Иногда чувствовали какие‑то потоки воздуха, но видеть никого не видели. Спускаемся мы в подвал с батюшкой, вдруг свечи сильно затрещали, другие потухли. И больше не жаловались. Я здесь как дома, – признаётся Ямпольская.
![В зале музея / Фото: Павел Колядин В зале музея](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d4/5d/d45d9ef3-e0a3-4927-b594-be42d6280783/vypisyvali-po-katalogam-iz-italii-mebel-predmety-roskoshi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Музей в торговых рядах. Как в Бирюче сохраняют свою историю - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d6/4d/d64d7a87-f29b-4d92-8468-6c2688ba5443/v-kollektsii-bolee-desiati-tys.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Музей в торговых рядах. Как в Бирюче сохраняют свою историю - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bb/a5/bba5633f-32bd-42aa-9864-a6449c2b3f36/vypisyvali-mebel-iz-italii.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Непереводимое
Телефонный звонок в кабинет директора прерывает нашу экскурсию. Ямпольская возвращается, вздыхая:
— Всё‑таки надо учить языки. Итальянская делегация едет.
— Сложности перевода возникают? Иностранцы понимают вас, когда говорите про крепость Усёрд, усёрдскую сотню, хохлов, однодворцев, черкасов?
— Переводить исторические названия сложно. Не всё, конечно, но что‑то понимают, я думаю. Как‑то с иностранной группой приехала переводчик, очень старалась. Экскурсия закончилась, я смотрю на неё, а она пот со лба вытирает, бедная.
Приехали итальянцы. Пошли по залам. Ямпольская рассказывает о выставке к 65-летию образования области, про знаменитые бирюченские династии:
«Династию земледельцев основал Емельян Тихонович Миляев. Посмотрите, в чём он ходил. Огромные кирзовые сапоги, на несколько размеров больше, чем нужно. Знаете почему? Какие прислали из Астрахани, те и носил, жили‑то бедно. Сын его, Виктор Емельянович – руководитель нашего предприятия «АПК Бирюческий», стал лауреатом премии имени Горина».
Правда, как иностранцу объяснить, кто такой Василий Яковлевич Горин?
![Галина Ямпольская / Фото: Павел Колядин Галина Ямпольская](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/53/16/5316115f-ab63-49ed-bdc8-aa5300f221e4/kandidat-istoricheskikh-nauk-direktor-muzeia-galina-iampolskaia.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Исторические ловушки
История складывается по крупицам. Директор музея 15 лет работает над книгой-исследованием по истории Красногвардейского района и Бирюченского края. Регулярно в журналах, научных сборниках, газетах появляются её статьи.
Ямпольская переживает, что не знает старославянского языка, из‑за чего бессильна расшифровать рукописи XVII века. В пединституте, где училась, язык древних не преподавали, справедливо рассудив: зачем он рядовым учителям? Пыталась заняться самообразованием, но не выходит.
Говорит, насколько интересно заниматься историей, настолько и страшно совершить грубую ошибку:
«Даже всё прочитав и не раз перепроверив, можно ошибиться. Во всех источниках верста – это 1 км 66 м. Однако в книге о городах-крепостях архитектора Ларисы Валерьевны Кригер узнаёшь, что до царя Алексея Михайловича верстой считали 1 000 саженей, то есть 2 133,6 м. Чем больше изучаешь тему, тем больше появляется вопросов, ответы на которые могут прийти годы спустя».
Анна Золотарёва