«В бригаде больше перекуриваешь». Как котельщик и сварщик из Белгорода стал плиточником
«Белгородские известия» узнали тайны плиточника-самоучки с 20-летним стажем
-
Статья
-
Статья
По признанию Владимира, самое важное для него – репутация, поэтому предпочитает работать один и на совесть.
Народный телефон
«У меня среднее специальное образование, учился на котельщика после армии. 10 лет отработал на «Энергомаше» сварщиком. Потом на стройке работал, в ЖЭКах. А квартиру получил – и дома начал заниматься плиткой. Учился сам. Сначала в компании работал: отделка домов, квартир, делали фартуки, рабочие стенки. Но в то время, с 1990-х по 2000-е, платили очень плохо, с задержкой. Тогда начал через знакомых работать и уже брать себе заказы. Клиентов поначалу я не находил. Посредник подгонял: у него было ИП, он занимался отделкой квартир, перепланировкой. А сейчас народный телефон – сарафанное радио.
Начиная с 2000 года я только этим и занимаюсь, ни разу объявлений не давал за 20 лет. Сложно сейчас найти мастера, по объявлениям не найдёшь. Только по знакомству, я тоже советую, но только тех, в ком уверен. Был лет 10 назад один хороший плиточник, но выпивал. И потом пришлось за него доделывать. Когда работаешь – нельзя. Что бы вы сказали, если бы я с перегаром пришёл? У меня порой от двух-трёх квартир чужих ключи в кармане. Люди доверяют. Стоит один раз только ошибиться – возвращать репутацию долго потом придётся.
Я сам по себе работаю, в бригаде не люблю: там больше перекуриваешь. Одному туда надо, другому – туда. Один-два в итоге работают, а остальные трое-четверо неизвестно где».
Кто хочет, тот ждёт
«Я пришёл, допустим, на заказ – ванная, туалет полностью под ключ с водой. Сварку могу сделать, но опять‑таки – стояки не могу трогать. Жэковские сантехники отвечают за это, не я. Иначе я полезу – меня и накажут, потому что без разрешения перекрыли воду жильцам. Замучаюсь штрафы платить. Они свою работу сделали, краны поставили, дальше я уже – счётчики.
В любой квартире: ванная и туалет – всегда одни и те же заморочки. Любой заказ – это заработок. Отказываю, только если не успеваю. У меня сейчас в Дубовом две квартиры, в городе – очередь. Они все ждут. Я говорю, когда освобожусь, плюс-минус одна неделя – не угадаешь никогда. Сразу предупреждаю, что недели две меня не будет. Кто хочет, тот ждёт. До месяца готовы ждать».
Руками и головой
«Подготовительная работа – это всегда грязная работа, её не видно. Но она самая сложная. Грубо говоря, за неделю я положил плитку, а две недели только готовил площадку. А когда плитку кладёшь, вырисовывается картинка. Вид приобретает сразу, и на душе лучше.
За 20 лет уже знаешь, как и что делать. А что только ни приходилось: и ступеньки, и ванны, и сами душевые кабины выкладывать, кухни, полы, фартуки. В коттеджах полностью первые этажи плиткой выкладываются, делается тёплый пол. Теплоотражатель кладётся, трубы раскидываются, стяжка 6–7 см, а потом только плитка. Лёг на пол и спи.
У себя я всё сам делаю: вода, канализация, плитка. В квартире живу, начинаю делать только свой дом, фундамент залил. Но там до плитки ещё года два-три. Я себе тёплый пол сделаю, и всё. Вот на коттедже сделали, зимой он только полами и топится. Батареи для красоты висят».
Как подготовишь…
«Главное – всё просчитать перед тем, как класть плитку. Как подготовку сделаешь – так дальше и пойдёт. Вот туалет я за один день положил полностью: стены качественно были сделаны – тогда и плитка ложится.
В туалете не развернёшься, не повернёшься – неудобства. Особенно когда штукатуришь: одну стенку накинул, другую накидывать – не обопрёшься. А труб сколько там… С ванной проще, трубы только для кранов выглядывают.
Я самоучка. У себя в квартире три раза перекладывал плитку. Обычно, если не получается, сел, подумал: как проще и лучше. Маячки расставляешь, штукатуришь. Расчерчиваешь для себя, как ты хочешь класть. И если ошибёшься, смещение пойдёт – это сразу в глаза бросится.
Можно ли самому положить плитку? Сейчас в Интернете всё есть, но большинство всё равно обращается. Редко за советом, ведь проще, чтобы кто‑то сделал, если деньги есть».
Без самовольства
«У каждого человека свой вкус, у каждого хозяина своё видение. Они приходят в магазин, им рисуют дизайн-проект, по нему закупается плитка. Соответственно, этот дизайн-проект мне дают, и я выкладываю. Естественно, и дороже стоит работа, когда декоры, несколько цветов, бордюры и прочее. Каждую плитку надо вымерять, всё распределять по рисунку, высчитывать, откуда и куда класть.
Главное правило – когда заходишь потом в комнату, ты должен видеть целую плитку, не обрезанный кусочек. Я отмеряю и распределяю от центра, чтобы и кусочки были одинаковые, что с одной стороны, что с другой. Без ведома работодателя ничего не делаю, всё обговариваем. Пускай я лишний день просижу, но уточню, чтобы дальше работать.
Если самому нравится, уже знаешь, что и хозяин одобрит. А когда самому не нравится, я сразу вызываю и говорю, что что‑то не то. И тогда уже вместе решаем. Не мне жить в этой квартире».
Качество и прогресс
«Месяца четыре назад клал плитку на стены – одна штука размером как стол, больше квадратного метра. Красивая, только одна штука под 35–40 кг, стоит почти 2 тысячи. Рядом поместились только две целые и кусочек. Раньше таких не было. Сейчас каждый год появляются новые и новые, мода меняется. Просто качество раньше было лучше: белорусская хорошая была, шахтинская. Сейчас только белорусская ещё более-менее.
Не у всех людей деньги есть. А чисто итальянская или испанская стоит по 5 тыс. за квадратный метр. И её люди очень редко покупают. За всё время один раз работал с итальянской. И испанскую второсортную клал трёх размеров: одна пачка – чётко 20 на 30, вторая – 19,9 на 29,9, 1 мм разница, третью пачку открываю – 21 мм на 31. И совмести их! А плитка хорошая, но закупили брак. В разных партиях могут быть разные размеры.
По качеству плитка отличается только видом. Смотришь – волнистая, значит, глазурь не очень хорошая. А в использовании что дорогая, что дешёвая – разницы нет.
20–25 лет назад не было плиткорезов, не было болгарок, перфораторов. Только стеклорезом и дрелью. Работа стала быстрее и лучше: размер отметил, отрезал».
Копейка всегда есть
«Мне хватает. Уровень жизни меня полностью устраивает. Я работаю так, чтобы цены у меня были не слишком высокие, а средние, но желательно ниже, чем на рынке. Вот работал я в Северном, в соседней квартире плиточник делал за 1 000 рублей квадратный метр, а я – по 600 рублей. Большая разница, но он сделал один объект и сидит дома полгода, ждёт второй. А у меня постоянная работа. Зато точно знаешь, что копейка есть и всегда заработаешь. Очень тяжело физически: на коленях поползаешь – они, конечно, будут болеть. Отдыхаю ночью и на огороде».
Записала Валерия Черемных