От пятёрки до пятёрки. Почему стоматолог сам себе не лечит зубы
«Белгородские известия» узнали об этом у врача частного стоматологического кабинета
-
Статья
-
Статья
Раньше лечение у зубного врача было долгим, болезненным и не всегда заканчивалось красивым результатом. Сегодня белгородцам свои услуги предлагают и государственные, и частные клиники – они борются за каждый зуб каждого клиента. Из чего же состоит рабочий день стоматолога?
6 вместо 30
«14 лет назад я пришла в профессию ассистентом, училась и работала одновременно. Сейчас мои специальности – «стоматолог-терапевт» и «стоматолог-ортопед». Бывают ещё хирурги.
Начинала в детской поликлинике. Там врач на ставке за смену должен был принять 15 человек, то есть выделить 20 минут на каждого. Зарплаты получали копеечные, и многие врачи, чтоб побольше заработать, брали полторы ставки и принимали не 15, а 30 пациентов. Представляете, какими мы выходили с работы? Сейчас я за шестичасовую смену беру 6, максимум 9 человек.
К тому же после приёма бесплатников – пациентов по ОМС – надо заполнить очень много бумажек. Если врач допускает ошибку, документы возвращают, деньги могут не перечислить. В частном кабинете всё проще: договор, согласие, чек. Сейчас придумали удобную программу (правда, стоит она порядка 100 тыс. рублей), используя которую администратор за пять минут в компьютере делает карту пациента, договор, согласие на оказание услуг. Всё это хранится автоматически. Я в своём кабинете на мониторе вижу график приёма, открываю карту пациента».
Белгородский сарафан
«Основная часть клиентов обращается по сарафанному радио. Стоматолог сам создаёт себе репутацию. Я изначально лечу человека и знаю: если ему понравятся результат и моё отношение, он посоветует меня знакомым, близким, коллегам. Чаще всего отношусь к клиентам с теплотой и сочувствием, но, бывает, и строгую включаю. В моём списке много и постоянных, и новых клиентов. Часто всю семью лечу: сначала ребёнок в кресле, мама наблюдает за мной и сама записывается, потом бабушку приведёт, мужа заставит.
Конечно, помогает реклама – на радио, в соцсетях, на сайтах с отзывами о врачах. Но она не увеличивает поток клиентов, просто название стоматкабинета остаётся у жителей как бы на слуху. Хотя мы много чего пробовали для привлечения клиентов. Одно время делали фото до/после лечения. Ещё одна из новых фишек – компьютерная анестезия, то есть автоматическая подача лекарства. Я нажимаю педальку и направляю иглу, а анестетик вводится в десну под давлением и со скоростью, которые в зависимости от сопротивления определяет компьютер. Действительно, эта процедура менее болезненная, чем когда врач делает укол. Но все эти фишки лишь вишенка на торте. Белгородцы очень консервативны, и рекомендации людей, которым они доверяют, у них по‑прежнему в приоритете».
Всё равно страшно
«Советские бормашины, конечно, оставили глубокий след в памяти людей, и многие до сих пор панически боятся стоматологов. По человеку с первого взгляда видно, боится он или нет, по тому, как заходит в кабинет, с каким лицом, что и как говорит. В моей практике случалось, что даже сознание от страха теряли. Помню, мужчине иглу только ввела под десну, лекарство ещё не пошло, а он уже поплыл. Но быстро, правда, отошёл.
Однажды дедушке стало плохо. После укола потерял сознание. А он после инсульта, разговаривать сам не может. Его ко мне привела дочка, которая решила, что отцу стало плохо от того, что давление подскочило. А оно, наоборот, у него, как потом выяснилось, понизилось. У неё с собой было лекарство от высокого давления, она побрызгала дедуле в рот, и давление ещё сильнее упало. Вызвали скорую, увезли его в больницу. Потом узнали, что всё закончилось нормально. Но случай тот до сих пор вспоминаю с содроганием.
В работе использую анестетик с норадреналином: он немного повышает давление и учащает сердцебиение. Поэтому перед лечением всегда спрашиваю о самочувствии. Если пациент в возрасте, узнаю, есть ли проблемы с сердцем, давлением, болела ли голова, принимал ли таблетки. Если человеку плохо, измеряю давление, переношу лечение на другой день и обязательно делаю в карте пометку о реакции.
Всех стоматологов обучают навыкам оказания экстренной помощи. Я сдавала экзамен по неотложным состояниям – стенокардия, анафилактический шок, отёк Квинке, инфаркт миокарда. В кабинете висят плакаты с клиническими проявлениями опасных реакций и протоколы действий по каждой. На ту или иную критическую ситуацию подготовлены и разложены препараты, не нужно ничего искать, рыться. Допустим, случился отёк Квинке, беру уже набранные шприцы и ввожу. На всё про всё уходит несколько секунд. Проверяющие строго следят за этим пунктом и постоянно контролируют. Люди думают, что если раньше не было реакции, то и не будет. Практика показывает обратное: неотложные, как мы их называем, состояния могут произойти в любой момент».
Больно мне, больно
«Основной поток моих клиентов – пациенты с острой болью. Мало кто идёт просто санироваться, мол, посмотрите, может, что‑то нужно подлечить. Приходят, когда уже петух клюнул и терпеть невозможно. Зуб болит или откололся, десна распухла, увидели в зеркале что‑то чёрное на эмали. Такова уж русская психология. Даже я у стоматолога лет десять уже не была. Сама себя лечить не могу, может, только чистку сделать получится. А вот пломбу хорошо не поставлю и канальную работу тоже не проведу.
Пациента на приёме воспринимаю как болеющего человека. Ведь тот, у которого что‑то болит, уже раздражённый приходит. Его нужно успокоить, посадить в кресло, подготовить, расположить к себе. Поэтому, когда прихожу из дома раздражённая или у самой что‑то болит, на работе стараюсь отстраняться, успокаиваюсь.
Но, бывает, конечно, раздражает, когда клиент не может рот правильно закрыть и тебе нужно слепок четыре раза переделывать. Некоторые с нечищеными зубами приходят, курят перед приёмом. Сейчас вот набирает обороты сезон лука-чеснока. Люди разные встречаются, и со странностями тоже. Один пациент закладывал дольки чеснока между щеками и дёснами, чтоб от вирусов защищаться. Что тут поделать? Конечно, было бы приятнее, если бы пациенты приходили с чистыми зубами и без запаха. Но такие уж издержки профессии».
Как в Голливуде
«Практически все шесть часов смены провожу в мышечном напряжении. За время работы стоматологом узнала, что такое ноющая спина, затёкшая шея, прогрессирующий остеохондроз, снижающаяся резкость зрения. Вообще, зубной врач должен 60 % времени стоять, 40 % сидеть. Раньше с правой стороны от пациента сидела, сейчас сзади лечу. То есть пациент лежит практически горизонтально, и я со стороны головы у него нахожусь. Глаза защищаю щитком, рот и нос маской. Хотя работать теперь легче, материалы стали гораздо современнее. Раньше пломбы были химические и одна наша российская – световая. Сейчас у нас все материалы нового поколения.
Последнее время мода на зубные украшения спала. Всплеск был в 2007 году, тогда много клиенток просили вставить стразы и даже бриллианты. А сейчас тренд пошёл на виниры. Они хороши тем, что ими можно исправить дефекты – убрать кривизну зубов, цвет. Звёзды нашей эстрады наповал с ними и с белоснежной голливудской улыбкой. Но белгородцы обычно все зубы не делают, только линию улыбки – от пятёрки до пятёрки. Это 10 зубов вверху и 10 внизу. В белгородских стоматклиниках один винир стоит от 15 до 20 тыс. рублей. Прибавьте сюда ещё работу (слепки, фиксацию) и посчитайте. Сейчас бум по красоте, клиентов много с такими запросами.
Когда встречаю знакомых, подруг или разговариваю с незнакомым человеком где‑нибудь в магазине или банке, сразу обращаю внимание на зубы. Как‑то глаза сами пробегают по зубам с мини-осмотром: профессиональная деформация такая.
Работа у нас хоть и сложная, но интересная, местами даже забавная. Был случай, когда мужчина в кресло задом наперёд сел – ногами вверх, а головой вниз. Мужики, кстати, гораздо больше боятся, их в основном жёны за руку приводят. А они им из кресла грозят: я тут сейчас потерплю, но дома тебе покажу!»
Записала Ирина Ткаченко