Пробки снаружи и внутри. Почему в Белгороде автобусы стали дольше стоять на остановках
Корреспондент «БелПрессы» выясняла, почему оплата проезда по безналу пока вызывает сложности и у водителей, и у пассажиров
-
Статья
-
Статья
С ноября в белгородских автобусах действует новый тариф: 20 рублей – безналом и 25 – наличкой. Не желающие переплачивать перешли на оплату проезда картой. А потом появились жалобы на долгий выход пассажиров из автобусов.
Оцениваем, насколько реальна эта проблема и в чём её причина, а также смотрим на опыт соседних городов и выясняем, какие могут быть решения.
Своими глазами
Остановка «Сити Молл», 8 утра. Я захожу в 120-й автобус и не без труда протискиваюсь к окошку на задней площадке. Меня зажимает между симпатичным высоким студентом, безотрывно смотрящим в свой смартфон, и интеллигентного вида женщиной в очках. Следующий час мы будем неловко тереться друг о друга и жадно вдыхать свежий воздух из приоткрытой форточки. Пробки в это утро небывалые, но автобус покорно останавливается на каждой остановке. Народ почти не выходит, всё больше прессуется, теснее прижимая меня к студенту.
Наконец, моя остановка – «Родина», и пассажиры (со мной по меньшей мере 15 человек) начинают двигаться к выходу. Народ, измотанный долгой поездкой, нетерпеливо переминается, но так быстро покинуть автобус не получается: образовывается пробка. Даже с галёрки можно угадать, кто из пассажиров расплачивается налом: они справляются гораздо быстрее: подошёл – положил монетки – вышел. Те, кто с банковскими картами, задерживаются дольше. Спустя пару минут, наконец, доходит очередь до задних рядов.
«У меня безнал», – говорю водителю, для пущей убедительности размахивая карточкой.
Хмурый мужчина покорно вбивает на аппарате «20.00» и поворачивает его ко мне. Прикладываю карту. Упс, пишет, что платёж не совершён. Водитель глубоко вздыхает:
«Слишком быстро убрали. Держать надо секунды три, а лучше пять, – и добавляет: – А вам точно на этой остановке? Может, на следующей?»
Мысленно прикинув путь от стадиона до редакции, твёрдо говорю:
«На этой».
Аппарат перезагружается несколько секунд. Для пассажиров, которые ещё не успели выйти, – вечность.
— Прибавилось вам забот с этой новой системой, – участливо говорю водителю.
– Не то слово, – кивает он в ответ.
И вот – алилуйя – всё получилось, 20 рублей списали с карты, терминал выдал заветный чек. За мной выходят ещё трое…
Вечером возвращаюсь с работы на другом пригородном автобусе. Чтобы поближе рассмотреть ситуацию, сажусь рядом с водителем. Это старый ПАЗ, здесь терминал расположен максимально неудобно для желающих расплатиться картой: приходится проявлять чудеса гибкости и буквально ложиться рядом с водителем, при этом перегнувшись через головы впереди сидящих.
Несмотря ни на что, безналом расплачивается больше половины пассажиров. Даже бабушки лет 70–80 уверенно пользуются пластиком.
Обращаю внимание на молодого парня, внимательно изучающего лист с информацией над дверью. Присматриваюсь:
«Если ваша карта попала в стоп-лист, ваши действия…» Оставшуюся часть дороги он что‑то суетливо набирает в своём телефоне.
«Сити Молл» – значительная часть автобуса движется к выходу. Затор образовывается, но не такой большой, как утром: этот водитель справляется шустрее. Подходит очередь того самого парня.
— У меня выдаёт, что карта в стоп-листе, я пытался сделать всё по инструкции, но ничего не вышло.
– Тогда плати наличкой.
– Налички у меня нет.
– Ну что я могу сказать? Иди с богом.
С другого ракурса
Один знакомый водитель автобуса говорил мне, что умеет насчитать сдачу с сотни на ощупь, выбрав из горы мелочи нужные монеты: настолько у него это доведено до автоматизма. Сейчас, наблюдая за работой водителя, понимаю, что стало сложнее. Мало того, что сумма сдачи изменилась, так ещё и постоянно приходится переключаться между отсчитыванием монет и набором нужных цифр на терминале. А ведь у водителей пригородных маршрутов ещё и цифры на каждой остановке разные! Так что ничего удивительного в том, что в час пик у выходов собираются очереди.
Я доезжаю до конечной, чтобы, пока автобус будет стоять, перекинуться с водителем парой фраз о работе в новом режиме.
«С начала ноября количество людей с картами выросло как минимум вдвое, – рассказывает мой собеседник. – Мне, конечно, радости от этого нет никакой: забот стало больше, вопросов. К тому же заправляться мы по‑прежнему должны за наличку, и сейчас это стало настоящей проблемой», – сетует он.
Необходимость набирать цифры – далеко не единственная проблема водителей. Некоторые я сама в этот день наблюдала.
«Часто карта не срабатывает, и пока операция отменяется, надо ждать некоторое время. Это крадёт драгоценные секунды. Некоторые карты приходится вставлять, это тоже дополнительное время. А самая большая для меня проблема, реальная и необъяснимая, – блокировка карт. Многие говорят, что платёж у них не проходит из‑за того, что карта попала в стоп-лист. Для того чтобы разблокировать её, надо заходить в личный кабинет, вбивать данные, гасить долг. У меня висит инструкция, но если молодёжь с проблемой разбирается, то что я могу объяснить бабушке? Вот и вожу, бывает, бесплатно».
Бабушкам с нововведением стало особенно неудобно. Весомая часть пассажиров моего собеседника – дачники-пенсионеры, и ему ежедневно приходится им что‑то растолковывать и объяснять.
«А ещё у меня иногда терминал начинает установку каких‑то обновлений и выключается на час-два. Всё это время я не могу принимать безналичную оплату. Естественно, я не могу объяснить людям, у которых нет налички, что это не моя вина. Они тоже ездят бесплатно».
Прощаюсь со своим собеседником и расплачиваюсь за проезд. Наученная утренним опытом, приложив карту, мысленно считаю до пяти – на этот раз всё выходит с первого раза.
А как у соседей?
Что для белгородца – новинка, для губкинца – обычное дело. Систему безналичной оплаты на транспорте в Губкине запустили ещё в 2017-м. Причём стоимость сразу была дифференцированной: безналом – 15 рублей, наличкой – 20.
Сейчас цена выше: 17 и 21. Как и в белгородских автобусах, водители пользуются самыми обыкновенными магазинными терминалами.
«Я регулярно езжу в общественном транспорте и всегда оплачиваю проезд картой. Первое время некоторые водители требовали наличку, люди жаловались. Сейчас все перевозчики без проблем карты принимают. Очередей нет, разве что в час пик, но дело точно не в безналичной оплате», – говорит жительница Губкина Юлия.
Воронеж на пути введения безналичной оплаты проезда движется примерно вровень с Белгородом. Терминалами автобусы начали оборудовать год назад, располагаются они так же – в кабинах водителей. 28 октября здесь начал действовать дифференцированный тариф: 21 рубль – по безналу и 23 рубля – наличными.
Жалобы в воронежских чёрных списках схожи с нашими: очереди на выходе в час пик, беспричинное попадание карты в стоп-лист, несрабатывание карты с первого раза и как следствие – многократное списание денег за одну поездку.
Недовольные нововведениями водители пошли дальше обыкновенных жалоб: они устроили забастовку и не вышли на работу. Однако смута продолжалась всего один день, сейчас все потихоньку привыкают к новой системе оплаты.
Курск – в догоняющих. Терминалы в автобусах здесь начали появляться летом, на данный момент ими оснащён весь муниципальный транспорт и около 50 частников. В ближайшее время власти обещают перевести на безнал и оставшиеся маршрутки.
Стоимость проезда налом и безналом здесь на данный момент не отличается (17–19 рублей, в зависимости от вида, размера и типа транспорта), поэтому горожане не торопятся обзаводиться картами и в основном платят по старинке, наличкой.
В Старом Осколе, кстати, тоже тариф одинаковый – 20 рублей за поездку по городу.
В других городах России опыт разный: где‑то в автобусах по‑прежнему остались кондукторы, и они работают с терминалами, не отвлекая водителя и экономя время пассажиров, где‑то в ходу транспортные карты, где‑то всё устроено так же, как и в вышеперечисленных городах: водитель сам проводит оплату через терминал. А где‑то пользуются валидаторами: специальными транспортными терминалами, устанавливаемыми на выходе из автобусов. И пассажиру удобно, и водителю.
Что нас ждёт?
Кондукторов в белгородских автобусах давно нет, так что помочь водителю с оплатой некому. Вводить транспортные карты – власти говорят дорого и сложно. Так что же поможет в данной ситуации сократить очереди при выходах из автобусов в час пик?
В Единой транспортной компании заверяют: скоро водителям не надо будет отвлекаться на вбивание цифр в терминал.
Газпромбанк уже ведёт работу по перепрограммированию терминалов, и в ближайшем будущем для оплаты проезда будет достаточно нажатия лишь одной кнопки, поэтому и времени на оплату станет требоваться меньше.
Кроме того, в автобусах на нескольких городских маршрутах на данный момент проходят тестирование валидаторы, позволяющие обходиться без участия водителя. Планируется, что тестовый период продлится до конца ноября.
«Валидаторы, в случае успешного прохождения тестирования, могут появиться вначале на центральных городских, затем на пригородных маршрутах. Сроки внедрения, их количество и источник финансирования ещё не определён», – говорит директор ЕТК Александр Васильченко.
Так что нам стоит набраться терпения и подождать.
Ещё в Единой транспортной компании напоминают о бесплатном телефоне их службы поддержки: 8 (800) 200–60–34, по которому можно заявить о любых проблемах, связанных в том числе с блокировкой карты, неоднократным списанием средств или неисправностью терминала в конкретном автобусе.
Алина Михайлова