Велосипедной столице быть. Что урбанист Илья Варламов посоветовал белгородцам
Блогер побывал в Белгороде во второй раз – 19 октября
-
Статья
-
Статья
Он встретился с вице-губернатором Белгородской области Евгением Глаголевым и представителями городского велосообщества.
Учиться обустройству городского пространства у Ильи Варламова белгородский губернатор Евгений Савченко посоветовал подчинённым ещё в 2017 году. Сам Варламов впервые посетил Белгород лишь летом 2019-го. Он поделился своими мыслями о городе, раскритиковав микрорайон Новая Жизнь. Однако это не помешало блогеру поместить Белгород на 7-ю строчку в рейтинге городов России и включить белгородскую набережную в десятку лучших. А по итогам общения с Юрием Галдуном Илья Варламов снял фильм «Прогулка с мэром Белгорода | За что стыдно главе города?»:
Километры велодорожек
19 октября по приглашению замгубернатора Евгения Глаголева урбанист вновь посетил Белгород, чтобы обсудить с представителями велосообщества, Белгородоблпроекта и департамента строительства и транспорта планы по развитию городской велосипедной инфраструктуры. Перед встречей в «Точке кипения» Илья Варламов вместе с гендиректором Белгородоблпроекта Романом Золотарёвым и администратором паблика «Белгород – это интересно» Сергеем Хахалевым проехал на велосипеде по уже построенным в городе велодорожкам. Так что возможность сформировать своё мнение о белгородской велоинфраструктуре у блогера было.
Встречу начал Роман Золотарёв, который представил пятилетний план развития велотранспортной инфраструктуры в Белгороде:
«Мы проанализировали опыт европейских стран и российских городов, который в вопросе строительства велосипедной инфраструктуры сейчас впереди, – того же самого Альметьевска, – пояснил руководитель Белгородоблпроекта. – Мы советовались с самыми компетентными людьми в этой сфере – Дарьей Табачниковой (урбанист, экономист, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга» – прим. авт.), Владимиром Кумовым. Мы провели исследование и поняли, что 1 % жителей Белгородской агломерации почти ежедневно пользуются велосипедом. 7 % – в летнее время, и ещё 59 % готовы им пользоваться при условии, что будет создана удобная и безопасная инфраструктура».
Роман Золотарёв сообщил, что сегодня в Белгороде уже есть 22 км велосипедных дорожек, которые, однако, критикует велосообщество. К 2024 году общая протяжённость велотранспортной инфраструктуры в городе должна составить 101 км.
«Но мы понимаем, что в идеале её протяжённость должна равняться аналогичному показателю дорожной сети, которой сегодня в городе около 600 км», – отметил Золотарёв.
Слишком привлекательные велодорожки
«Можно я сразу прокомментирую? – начал Илья Варламов. – Эффективность велоинфраструктуры измеряется не километрами, а количеством грамотных пересечений».
По мнению блогера, в Белгороде пока нет ни одного «грамотного и безопасного» пересечения велодорожек с автодорогами и тротуарами, поэтому толку от увеличения числа километров не будет. В Москве, отметил Варламов, в отчёты мэрии недавно стали включать информацию, что в столице чуть ли не самая большая в мире сеть велодорожек. Это стало возможным после того, как велосипедистам разрешили ездить по выделенным полосам для общественного транспорта.
«Но если вы делаете велотранспортную сеть не для отчётов, а для людей, то не имеет смысла измерять всё километрами, пока нет ни одного грамотного и безопасного пересечения», – отрезал Варламов.
Роман Золотарёв согласился, что сейчас, чтобы попасть с одной части велодорожки вдоль проспекта Богдана Хмельницкого на другую, велосипедисту нужно преодолеть три светофора с велосипедом в руках, пересекая улицу Мичурина, например.
«Конечно, в идеале там нужен велосветофор, который позволит пересекать дорогу по прямой. Но он может появиться тогда, когда велотрафик будет не менее 50 человек в час», – отметил Роман Золотарёв.
Откуда взята такая цифра, он не пояснил.
«Главная проблема белгородских велодорожек сегодня – это конфликт между велосипедистами и пешеходами, – продолжил комментировать презентацию блогер. – Вы строите слишком привлекательные велодорожки. Они настолько хороши, что пешеходам тоже хочется идти по ним. Так не должно быть: у пешехода не должно быть желания идти там, где ездят велосипедисты».
В пример Илья Варламов привёл велодорожку на улице Левобережной:
«Она изгибается, словно ручей, проложена в тени деревьев, – если бы я был пешеходом, я бы тоже по ней пошёл! Нельзя делать привлекательные велодорожки!»
Он также подчеркнул, что велоинфрастуктура – это отдельная история: точно так же, как есть пространство для автомобилей и пешеходов, должно быть пространство для велосипедов. Проектировщики зачастую пытаются отнять пространство у пешеходов или совместить велополосы с автомобильными дорогами, но создание велотранспортной сети требует независимого подхода.
«А пока что вы по трубам с холодной водой пытаетесь пустить ещё и горячую, а потом удивляетесь, почему на выходе получается тёплая», – резюмировал блогер.
Даёшь половину моста!
Одним из вопросов, который строители и велосипедисты хотели обсудить с урбанистом, была велосипедная связь между Харьковской горой и центром. Пока проектировщики рассматривают для этого путепровод от памятника князю Владимиру до улицы Победы. Правда, готового решения, как разместить там велодорожку, у строителей не было.
Илья Варламов предложил отдать один из двух тротуаров, идущих вдоль путепровода, велосипедистам.
«В качестве примера можно привести мосты Нью-Йорка, где одну из сторон полностью отдали велосипедистам. Учитывая, что пешеходный трафик на вашем мосту небольшой, зачем здесь нужны тротуары с двух сторон? Только, пожалуйста, не пытайтесь совместить велодорожки и тротуары с обеих сторон – это породит очередной конфликт пешеходов и велосипедистов».
Обсудили и то, как лучше проектировать велотранспортную сеть: строить отдельные велодорожки или чертить велосипедные полосы на автомобильных дорогах.
«Изначально мы планировали полностью отделить велосипедистов от автомобилей из соображений безопасности, – пояснил Евгений Глаголев. – По нашей первоначальной задумке, велотранспортная сеть должна быть настолько безопасной, чтобы каждый родитель мог отпустить своего ребёнка на велосипеде в школу, например».
Илья Варламов ответил, что прекрасно понимает опасения на этот счёт. Однако он заметил, что на формирование велокультуры уйдёт не один год. Поэтому, прежде чем отправлять детей на велосипеде в школу, важно создать среду, в которой водители автомобилей привыкнут к велосипедистам и начнут их уважать.
«Сейчас, когда вы относительно простыми и дешёвыми методами организуете велотранспортную сеть, – отгрызая часть дороги под велополосы, например, – вы помогаете выйти на улицы ещё большему количеству велосипедистов. А когда их станет действительно много, уже можно будет делать более основательные, капитальные и безопасные велодорожки, по которым смогут поехать дети. Это можно будет обсудить лет через десять», – объяснил Варламов.
В итоге решили, что там, где это возможно, будут прокладывать максимально безопасные велодорожки, а где такой возможности нет – делать велополосы за счёт автодорог.
Как метро
Вернувшись к планам по строительству велодорожек в Белгороде, Илья Варламов заметил, что неверно создавать велоинфрастуктуру фрагментарно, не соединяя разные части города в единую сеть.
«Пока у вас на карте какие‑то кусочки и заплатки, схема не будет работать, – заявил блогер. – Проще всего сравнить это со строительством метро: вы не можете построить станцию в одной части города, небольшой прогон в другой, по принципу «когда‑нибудь мы их соединим». Нужно строить сразу одну линию – с нормальными безопасными перекрёстками, пересечениями, – а затем добавлять к ней другую, третью линию. Тогда схема будет эффективной».
По итогам этого обсуждения Евгений Глаголев дал поручение проработать возможность соединения велодорожками в 2020–2022 годах северной и южной частей города – от ротонды до Сити Молла, а также создания веломаршрута от Стрелецкого до Разумного.
Одна из проблем, с которой сталкиваются велосипедисты в любом городе, –хранение байков. Особенно от этого страдают жители многоэтажных домов, вынужденные спускать велосипеды на первый этаж. Для решения этой проблемы Варламов предложил выделять во дворах специальные закрывающиеся мини-гаражи для хранения велосипедов. Урбанист подчеркнул, что принципиально важно отдавать под такие велохранилища не часть газона или сушилку для белья, а именно автомобильное парковочное место: так будет более наглядно, что на месте одной машины может разместиться десяток велосипедов.
Блогер предложил решение и для массивов ИЖС, столь популярных в Белгородской области:
«Велосипед – это транспорт, на котором вы вряд ли каждый день будете ездить из своего загородного дома в центр города. Но двухколёсный транспорт в массивах ИЖС – отличная альтернатива автомобилю для поездок на 3–5 км».
Варламов предложил предусмотреть для ИЖС точки, к которым местные жители смогут добираться на велосипедах, а уже оттуда ехать в центр города на общественном транспорте. Для реализации такого решения необходимо предусмотреть места для безопасного хранения велосипедов, чтобы человек, вечером вернувшись с работы, мог забрать байк и отправиться на нём домой.
«А внутри самого массива ИЖС нужно просто ограничить скорость автомобильного трафика при помощи равнозначных перекрёстков и других методов. Тогда автомобили будут ездить там со скоростью до 30 км/ч, что сравнимо со скоростью велосипедиста. В таких условиях нет необходимости строить отдельную велоинфраструктуру, потому что все движутся вместе», – пояснил блогер.
Проектировщики и представители велосообщества ушли со встречи, по выражению Евгения Глаголева, «с головой, полной идей». Сам замгубернатора в конце обсуждения поблагодарил Илью Варламова за советы и выразил надежду, что Белгород станет самым велосипедным городом России.
— То есть Белгород станет велосипедной столицей России? – полушутя-полусерьёзно спросил блогер.
— Будем считать, что наша сегодняшняя встреча положила этому начало, – ответил Глаголев.
Вадим Кумейко