Под бородок. Как повязать платок по‑белгородски
Мастер-класс от художественного руководителя Тростенецкого дома культуры Василия Алехина
-
Статья
-
Статья
На Руси считалось неприличным, если женщина не покрывала головы. Платок необязателен был для девочки, кроме дней, когда ходили в храм. С 14 лет она повязывала платок, готовясь стать взрослой. В её гардеробе было более дюжины платков, не считая шалей. Количество их менялось с возрастом и статусом женщины.
Различали платки повседневные, нарядные и праздничные. Последние носили очень аккуратно: чтобы сохранить их чистыми, надевали поверх светлого платочка-повязника. По платку узнавали статус человека. Определить возраст и положение женщины можно было по ткани, её качеству и способу повязывания.
Также платками мерили уровень богатства. Хозяйственные вещи обменивали на платок и наоборот. Например, соху меняли на шерстяной убор, а за кашемировый платок отдавали двух баранов.
После свадьбы жена наряжалась по‑праздничному и целый год ходила на работу и дома в своём лучшем наряде. В это время женщина надевала самые богатые и дорогие платки, чтобы подчеркнуть, что она счастливо живёт замужем и может себе позволить этот убор. Это был показатель хорошей жизни.
Василий Алехин рассказал о пяти способах повязывания платков, которыми пользовались белгородские крестьянки.
Под бородок
Самый простой способ повязывания – «под бородок». Платок из обычной ткани, в котором ходили каждый день, завязывали спереди под горло, сделав два залома по бокам и расправив по сторонам концы. Волосы все прятали под ткань. Когда вяжешь этим способом, кажется, что‑то не так: торчит вверху козырёк. Это важная часть платка, она помогала лучше видеть, закрывала от солнца во время работы. Когда шли в лес, в огород, то ещё сильнее натягивали ткань вперёд, создавая тень на лице, чтобы солнце не слепило.
Рабочий
Тростенецкий фольклорный ансамбль «Истоки» много лет вязал платки по‑рабочему. Женщины отказывались вязать «под бородок», якобы так делают старушки. Выходили на сцену и говорили, что пришли на праздник, а по виду – на работу, поскольку назад завязывали платок, когда готовились к труду.
Раньше женщина не могла в таком виде прийти на мероприятие. Если проводили похороны или свадьбу и она хотела посмотреть, то шла, не переодеваясь, в той же рабочей одежде, только перевязывая платок вперёд. Крестьянка так подчёркивала, что пришла, чтобы посмотреть, но не участвовать, и скоро вернётся к работе.
Одним косиком
Этим способом пользовались молодые женщины и девушки. Платок повязывали в один загиб по бокам, конец платка оставался на плече, второй обматывали вокруг шеи и заправляли под подбородок. Так создавали праздничный вид, главное – сложить платок так, чтобы бахрома оказалась спереди, потому что ткань на спине прятали под верхнюю одежду. Не каждая крестьянка могла позволить себе такой головной убор. Под него обязательно поддевали повязник.
С «ушками» и свечой
Так повязывали платок пожилые женщины. Хозяйки ходили по дому в чепушнике – мягкой шапочке, чепце со сборкой спереди, под которую прятали волосы. Перед выходом на улицу они надевали сверху светлый платок, завязывали его «под бородок» и расправляли концы: чем шире, тем красивее. Более торжественный тёмный платок женщина надевала сверху чепушника в церковь. Завязывала его под подбородком, а затем сверху, чтобы торчали «ушки». Платок не затягивали сильно, а, наоборот, делали свободным по бокам. В узелок на голове вставляли свечу. Тогда окружающие понимали, что женщина готовится говеть (исповедоваться и причащаться).
Повязывание алым
Этот способ использовали для торжественных случаев. Сначала туго завязывали белый платок концами назад. Алый складывали полосой так, чтобы бахрома оставалась по краю. Им оборачивали голову, оставшиеся спереди края закрывали булавкой, украшенной стеклянными бусами. Прикалывали её иголкой с ниткой, которой шили. Сверху расправляли края с бахромой, делали убор свободнее и шире. Важно, чтобы виски у женщины были закрыты. Не все любили так повязываться, потому что уходило много времени и сил, чтобы всё держалось.
Анастасия Писаревская