«Не спешите выбрасывать фотографии». Как белгородский коллекционер сохраняет наше прошлое
Анатолия Ткаченко мало кто знает в лицо: он не мелькает в тусовке местного исторического сообщества, не светится в телевизоре
-
Статья
-
Статья
Но тысячам людей знакомы его коллекции открыток и фотографий дореволюционного Белгорода, которые давно разошлись по сайтам, книгам, путеводителям, выставкам.
Толчок к исследованию
Его увлечение родилось из любви к родному городу, и эта любовь навсегда определила конечный смысл его трудов: люди должны видеть, каким прекрасным и значительным в разные времена был Белгород.
— Анатолий Иванович, посмотрела книги, в создании которых вы участвовали, и поразилась: это всё краеведческие бестселлеры. А ваше имя всегда где‑то в уголке, в основном как человека, который предоставил иллюстративный материал. Вам не обидно? Не хотелось когда‑либо исправить ситуацию и написать что‑то самому?
— Были издания, где я выступал автором или соавтором. Например, в «Белгородских воеводах», где мы работали совместно с Константином Битюгиным и Александром Ильиным. Написал несколько статей для «Белгородской энциклопедии», «Белгородского численника», часто печатался в областных газетах. А вообще, вы правы: я никогда не акцентировался на том, указано моё имя или нет. К изданию собственной книги никогда не стремился, но вот недавно появилась возможность выпустить одну, которую думаю назвать «С сердечным приветом из Белгорода» – была в дореволюционное время такая популярная открытка. В неё войдёт накопленный мной материал обо всём, что касается белгородской открытки.
— Говорят, что сегодня у вас самая большая коллекция белгородских дореволюционных открыток. С чего она начиналась?
— В моём собрании больше 300 экземпляров, основная часть относится к началу XX века. Вообще, собирать всё, где изображался Белгород, я начал после того, как увидел в четвёртом классе карту СССР, на которой вообще не было нашего города. И в истории страны он практически не упоминался. Мне стало так обидно, я чувствовал, что это незаслуженно. Потом оказалось: из всех дореволюционных открыток, на которых изображены города Курской губернии, не считая самого Курска, – видов Белгорода выпущено больше, чем всех остальных, вместе взятых городов. Это был настолько красивый город, с огромным числом храмов, площадями, изящными зданиями, что фотографы снимали его бесконечно. Сначала я покупал советские конверты, открытки, значки в киосках «Союзпечать». Повзрослев, стал общаться с единомышленниками в клубе коллекционеров. А первые дореволюционные открытки купил в 1985 году у Виктора Михельсона.
— Считается, что все коллекционеры – богатые люди…
— Раньше, когда зарплата у меня была 100 рублей, открытка стоила рубль. Казалось, что это безумно дорого. Сейчас пенсия 9 тысяч, а открытка стоит 1,5 тысячи, и это не кажется запредельным. Только я никогда ничего не приобретал для заработка. Потому что главное в этом занятии – интерес к предмету. Открытка, марка – лишь отправная точка, толчок к исследованию. Мне попалась фотография священнослужителя, на обороте которой была дарственная надпись. И потянулись вопросы: кто, откуда, чем знаменит? Изучал документы в архиве, заказывал епархиальные ведомости начала XX века. Оказалось, что на фото священник села Голубино Александр Косминский.
Чтобы написать справку для серии открыток о Рождество-Богородицком монастыре, на месте которого стоит областной драмтеатр, просмотрел 56 источников, включая дореволюционные. И так по каждой вещи. Поэтому богатым я себя считаю в том, что никогда не жил скучно.
Помнить о прошлом
— Откуда к вам приходили предметы?
— Из разных мест. Объединялся с другими белгородцами, когда кто‑то из коллекционеров продавал своё собрание из‑за житейских обстоятельств. Ездил в клубы коллекционеров в Харьков, Киев, в советское время общались через газеты, адресную книгу коллекционеров, предлагали обмен. С введением границ всё постепенно прекратилось. Компьютер мне так и не покорился, поэтому из активистов собирательства я давно ушёл. Сейчас, конечно, многое происходит в Интернете.
— А не было желания достать какой‑то экспонат из‑под земли?
— Конечно, было, я вообще мечтал в детстве стать археологом. В 1983 году даже сделал с товарищем-радиолюбителем металлоискатель, пытался обследовать Савино. С удовольствием ездил в археологические экспедиции: в начале 1980-х на Хотмыжское городище, скифские курганы под Харьков, под Керчь на раскопки античного города.
— Говорят, что вы так дорожили своими открытками, что повсюду носили их с собой, пока у вас их не украли. А потом долго разыскивали экспонаты по области и Харькову.
— С собой я открытки всё время не носил! Просто в тот день кому‑то их показывал, потом пошли с приятелем на пляж, а портфель у меня украли. Дал объявление в газету, что покупаю виды Белгорода. И мне моё собрание из портфеля принесли, всё до последнего экземпляра. Попросили недорого.
— Вы очень переживаете за достоверность нашей истории. Что вами движет?
— Я никогда не понимал, зачем нужно притягивать за уши какие‑то факты, переписывать то, что было. Кто‑то однажды ошибочно написал фамилию белгородского купца Чумичёва через «о», и теперь все так пишут. Хотя во всех документах дореволюционных была «ё» и по правилам написания русских фамилий «ё» положена. Исправлять теперь никто ничего не будет – столько денег надо.
Знаю, что иногда в архивы приходят представители разных организаций и просят – дайте справку, что мы в таком‑то году существовали, нам денег дадут, мы юбилей отметим. Мне это удивительно. Я привык к старому порядку: прежде чем что‑то озвучить, нужно проверить информацию сто раз. Сейчас этого нет, и насколько достоверной будет для потомков наша история – большой вопрос.
— А что это была за акция по спасению старого белгородского кладбища?
— Вы о кладбище на улице Попова? Дело было в 1987 году. До этого мы с Александром Крупенковым описывали надгробия для брошюры «Белгородский некрополь». И хорошо понимали его историческую и архитектурную ценность. А тут снесли несколько могил – пошла информация, что кладбище вообще уберут. Дело получило общественный резонанс, против выступали многие известные белгородцы. Мы же с Александром Николаевичем, Дианой Башвиновой, другими активистами ходили на приём к мэру Голикову, Иоанну – тогда ещё епископу Белгородской епархии. И нас услышали.
— Скажете пожелание нашим читателям?
— Я всем желаю помнить о прошлом, начиная с истории своей семьи. Не спешите выбрасывать старые семейные фотографии, открытки, награды дедов. Будьте любопытны к истории дома, в котором живёте, улицы, города или села. Иначе как можно понять, кто ты, что в тебе заложено, если ты не знаешь, откуда ты происходишь?
Справка. Анатолий Ткаченко родился в Белгороде в 1952 году в семье рабочего и домохозяйки. Школьником увлекался радио, историей. Первый экспонат в свою коллекцию – краеведческую книгу – купил в 1960 году. В 1975-м окончил технологический институт им. В. Г. Шухова, работал инженером-конструктором в проектных организациях. С 1994 года – штатный генеалог в Белгородском историко-родословном обществе и комиссии по геральдике, в которой разработали гербы всех районов области.
Старинные открытки с видами Белгорода и области, фотопортреты белгородцев, марки, конверты, значки и другие предметы из его личного собрания неоднократно экспонировались в выставочном зале «Родина», в галерее фотоискусства имени В. А. Собровина, на областных фестивалях, в том числе «БелМелФесте», а также иллюстрировали издания А. Крупенкова, В. Овчинникова, А. Лимарова, П. Субботина, других исследователей.
Анатолий Ткаченко – автор и соавтор статей о святителе Иоасафе, Владимире Высоцком, Алексее Иваницком, других выдающихся личностях, причастных к Белгороду и его истории. Состоит в краеведческом клубе «Белогорье» при областной научной библиотеке. Почётный член белгородского Пушкинского общества.
Ольга Бондарева