Клиент не всегда прав. Что в работе плотника самое трудное
Плотник с 20-летним стажем рассказал «Белгородским известиям» о любви к дереву и сложностях в работе с заказчиками
-
Статья
-
Статья
Плотником нужно не стать, а родиться. Так считает белгородец Дмитрий, который учился на тренера, но выбрал дело по призванию, а не по специальности. И ни разу об этом не пожалел.
Время другое
«По профессии я спортивный тренер. Как только забрал диплом из института, понял, что работать тренером никогда не буду. Пошёл на стройку, помогал мастерам, прорабам. Сам чему‑то у них учился. Потом начал углубляться в плотницкое дело, методом проб и ошибок всё осваивал, без чьей‑либо помощи. И вот уже 20 лет я плотник. Столярной работой почти не занимаюсь. Мне человек заказывает, я беру полуфабрикат (на рынке их полно) и с ним уже работаю.
Плотники сейчас – те же отделочники: и дверь поставят, и кухню установят, и стены могут обшить. В чистом виде их уже не найдёшь, может, в сёлах каких‑то только или на заводах. Плотники и столяры в изначальном понимании не нужны никому: в магазин идёшь и покупаешь что нужно. Я, например, изготавливаю и устанавливаю деревянные лестницы, обшиваю деревом металлические, делаю полы, перегородки разные, банями занимаюсь, могу кухню вмонтировать, тумбочку или столик собрать, рабочую зону сделать. И мою работу уже нельзя назвать чисто плотницкой».
Главное – чтобы платили
«В 2002 году открыл своё ИП. Всё было нормально, развивался, потом уехал в другой город, помогал знакомым с отделкой и другими работами. Когда вернулся, всё уже затухло, рекламу упустил. К 2015 году подошёл с тем, что работы вообще никакой не было. Сейчас нарабатываю базу с нуля. Чтобы найти побольше клиентов, решил давать сразу несколько объявлений в Интернете. Пишу «плотник-столяр», но в описании указываю все виды работ, которые могу выполнить. Сарафанное радио тоже помогает. Ко мне обращаются частники и организации: без разницы, с кем работать, главное – чтобы платили.
Я всё делаю один. Сам себе начальник, водитель, грузчик, бухгалтер, монтажник, дизайнер. Был когда‑то помощник, потом ещё один, но не сложилось: у меня нет вредных привычек, и это вредит работе в команде, представляете? Например, захотел напарник покурить, долго покурить, подумать о жизни, а я один корячусь со шкафом каким‑нибудь или жду его. Зачем мне это?
Работаю у себя дома. Пристроил небольшое помещение, там все нужные топорики, молотки, рубанки, ножовки. В общем, моя маленькая мастерская. Правда, большой станок туда не влезет, так что обхожусь без него. Дома вся мебель моя, своими руками выпиливал, собирал, красил. Жена до сих пор думает: это потому, что нам денег не хватает. А у меня просто душа радуется, когда каждый день вижу своё детище.
Помню первый заказ. Это был шкаф-купе: антресоли отдельно, шкаф отдельно. Я тогда целую ночь не спал, переживал, как всё пройдёт. Зря волновался: получилось настолько здорово, как будто всю жизнь только этим и занимался».
Не три копейки
«Пытался устроиться в организацию, ходил на собеседования. Не смог. Компании хотят обладать тобой полностью за три копейки, но я же не три копейки. Люблю свою работу и уважаю её, считаю, что она стоит дороже и требует достойного отношения. Сейчас немного зарабатываю, но знаю, что всё заработанное со мной. Недавно делал клиенту два шкафчика небольших. Вышло 5 тысяч. Эта работа того не стоила, но если больше ничего нет, то и за такое возьмёшься.
В среднем зимой выходит около 15 тысяч. Это не сезон для моей профессии, хотя бывает, что появляются мебельные работы – собрать, вмонтировать, установить что‑нибудь. Летом, конечно, лучше. И до 50 тыс. в месяц доходит, может быть, и больше. Смотря какие заказы.
Минимальный срок заказа – один день. Тумбочку, например, небольшую просят собрать. Максимум, сколько времени потратил на заказ, – три месяца. Я тогда обшивал деревом металлическую лестницу. Спиралевидная, вся изогнутая. Когда начал работать, просто за голову хватался, не мог ума приложить, как мне древесину‑то так извернуть. В итоге всё‑таки сделал, хотя сил и времени на это много потратил.
Временами приходится по шесть дней в неделю работать с утра до ночи. Приходишь домой, только кладёшь голову на подушку, а уже утро. Есть сложности, на которые я не могу повлиять. Покупаешь материалы или фурнитуру для сборки мебели, открываешь – а там брак. Вроде бы деньги и время потратил, чтобы всё это заказать, забрать, но и сроки объекта поджимают. Поэтому для меня идеальный вариант, когда заказчик сам покупает всё необходимое, а я только устанавливаю».
Написано на лбу
«Бывает, договариваешься с клиентом, прикидываешь – работы вроде бы на неделю, а получается – на три. Часто заказчик сам тянет время. Начинаю монтировать кухню, а у него ещё водопровод или электрика не проведены. Приходится ждать. Обидно, когда тянется процесс из‑за чьих‑то глупых ошибок. С оплатой тоже некоторые долго тянут. Вроде бы и договор заключили, всё обговорили, а клиент заднюю включает – скоро, скоро, говорит. А есть такие, которые откровенно хотят на тебе проехаться, а потом кинуть. Я уже научился отличать добросовестных заказчиков от шарлатанов: у некоторых прямо на лбу написано.
Есть люди, которые используют меня как консультанта. Ты приедь, посмотри, подскажи, а потом решим. Я по наивности еду, рассказываю, а заканчивается всё «спасибо, я подумаю». В некоторых случаях сразу говорю, что даже на консультацию приеду за отдельную плату. Скажем, 300 рублей. Кто правда хочет сотрудничать, те соглашаются, а остальные сливаются. Был у меня опыт, когда заказчик оплатил чертежи и расчёт, а всё остальное сам делал. Не знаю, получилось у него или нет, но больше он мне не звонил.
Все знают выражение «клиент всегда прав». Я с ним в корне не согласен. Клиент – такой же человек, как и я. Так же может ошибаться, не знать всех тонкостей, поэтому нужно находить компромиссы, а не слепо со всем соглашаться.
Если человек не знает, чего он хочет, то это не мой клиент. Потому что потом я же за эту неопределённость буду отвечать. Собирал как‑то лестницу деревянную и в конце покрыл её бесцветным лаком. А заказчик хотел обязательно тон ей придать, но мне об этом не сказал. Вроде бы и не моя ошибка, но ситуация неприятная».
Особая любовь
«Дерево – хороший материал. Я сотрудничаю с некоторыми компаниями, которые поставляют мне древесину. Потом уже сам решаю, как её обработать. Для чего‑то просто подпилю, саморезы закручу, лаком покрою – и готово, а где‑то работа посложнее будет. Некоторые просят сделать пол или мебель под старину. Тогда приходится брашировать древесину. То есть я специальной щёткой выбираю волокна, а потом покрываю всё нужным составом. Например, такой пол в небольшой комнате будет стоить 8–9 тысяч рублей. Ещё цена зависит от древесины: чем она дороже и плотнее, тем стоимость работы будет выше.
Когда просят построить баню, предлагаю выбирать между ольхой и лиственницей. Небольшая баня из этого материала обойдётся примерно в 60–70 тысяч рублей. Кто разбирается в древесине, понимает, что она прослужит долго, потому что материал влагоустойчивый. А внутри ещё и аромат будет классный.
Кому нужно подешевле и попроще, заказывают ель. Да, есть вероятность, что такая баня через время начнёт гнить, но заказчик и сам об этом знает. Перед тем как начать работать, я детально уточняю у клиента, что именно он хочет получить в итоге. Если понимаю, что есть какие‑то недочёты, то советую, как сделать лучше. Некоторые соглашаются, другие настаивают на своём. Тогда ответственность за работу берёт на себя сам заказчик».
Записала Екатерина Гавриленко