Развлечения в формате квестов – последовательного решения логических загадок – популярны в Белгороде уже давно. Этот приём взяли на вооружение библиотеки, музеи, издатели краеведческой литературы. Отдельная разновидность – квест-комнаты. Стоимость такого досуга варьируется в зависимости от сложности, количества участников и других факторов.
По принципу антифраншизы
Анна Дудина и Александр Кательников в этом году запустили в Белгороде квест-проект «Тёмная комната». Идея пришла больше года назад, когда молодые люди начали заниматься паб-квизами – интеллектуальными вечеринками, в которых можно проявить свой интеллект.
«В плане организации разница между этими видами досуга, конечно, есть – для квизов не нужно готовить какие‑то специальные локации, искать реквизит, – объясняет Александр. – Большинство квизов – стопроцентные франшизы, хозяева которых предоставляют абсолютно всё: вопросы, материалы. С квестами ситуация иная, но по природе своей оба вида развлечения схожи: и там, и здесь нужно напрячь мозг. В квизах важно знание, в квестах – логика, внимание, инстинкты, где‑то даже и физическая подготовка потребуется».
По его словам, пик популярности квестов в Белгороде был около трёх лет назад, когда они только начали появляться:
«До этого квесты успели завоевать своих поклонников в Москве, Питере и других больших городах».
Перед запуском проекта ребята посмотрели и протестировали многие квесты, причём не только в Белгороде. По словам Александра, большинство крупных проектов – это франшизы: идею, сценарий и механику игры разрабатывает специализированная копания, а потом продаёт готовое решение. Белгородцы решили создать что‑то своё.
«Сказать, что у нас на 100 % уникальный проект, сделанный полностью своими руками, наверное, нельзя, – поясняет Анна. – Например, мы сотрудничаем с новосибирской компанией из Академгородка, которая занимается различной электроникой для квестов, пишет сценарии. Но у них нет франшизы. Наоборот, они работают по принципу антифраншизы: продают необходимые компоненты и сценарии, но не накладывают каких‑то своих условий и ограничений, как это почти всегда бывает в случае с франшизой».
Бег в пыльных подвалах
Как показывает практика, квест квесту рознь.
«Конечно, проще делать квесты в подвалах, – продолжает Александр Кательников, – И они гораздо более прибыльные, ведь в таких помещениях мала арендная плата. Бывает, что хозяин отдаёт подвал вообще бесплатно при условии, что в нём сделают ремонт, например».
«Есть и такие квесты, в которых важнее всего бу-эффект: тебя пугают, ты куда‑то бежишь по пыльному помещению с плохим освещением, – говорит Анна. – Но вообще‑то к квестам предъявляют те же требования, как к любому другому бизнесу: они должны соответствовать пожарным, санитарным и другим нормам».
Она говорит, что они искали разные варианты, но подвалы даже не рассматривали: там нет вентиляции, пожарных выходов.
«Нам важно, чтобы люди не только получали удовольствие от квестов, но и чтобы они были в безопасности, – подчёркивает Александр. – Раньше, когда я работал на производстве, первым правилом было такое: «Безопасность – прежде всего». И здесь мы стараемся ставить безопасность во главу угла».
Рождение «Тёмной комнаты»
По словам предпринимателей, идея создания «Тёмной комнаты» не была вспышкой вроде «Всё, мы делаем квест!». Они долго изучали опыт белгородских и столичных квест-комнат, подмечали какие‑то детали.
«Технический склад ума не давал покоя, и я пытался разобраться, как это всё устроено, – вспоминает Александр Кательников. – Дальше я задался вопросом: как это можно сделать самому? Как улучшить и сделать что‑то новое, чтобы всем понравилось? В итоге мы пришли к мысли, что надо делать что‑то своё».
Для начала надо было определиться с жанром. Есть ужастики – один из самых распространённых вариантов. Также бывают квесты-приключения, головоломки, детские квесты. Есть и жанр экшена, где нужно бегать, ползать, прыгать и подтягиваться. Существуют также квесты на воображение и даже квесты 18+. Последних в Белгороде нет. По крайней мере, пока.
Александр и Анна стартовали с трёх квестов разного формата: приключение «Ночь в музее», головоломка «Психбольница» и ужастик «Секретные материалы».
«Мы начали с собственного сценария, на первом этапе даже не до конца понимая, как его реализовать, – рассказывает Анна Дудина. – Искали, где купить промышленные контроллеры (программируемые устройства, приводящие в движение элементы квеста – прим. авт.). Приобрести это специфическое оборудование не так‑то просто: по одной штуке их никто не продаёт, нужна целая партия. И мы стали искать таких же энтузиастов, как мы, с которыми можно посотрудничать. Так мы нашли ребят из Новосибирска».
Бо́льшая часть квестов «Тёмной комнаты» – на технологической основе. Упор в них делается на световые эффекты, звуки, движения, тайники. Механизмы активируются датчиками.
«Почти всё мы сделали своими руками, – отмечают создатели квест-проекта. – Как и ремонт в помещении: до нашего появления здесь были голые стены и бетонный пол, окна и входная дверь. Без помощи, конечно, не обошлось – сами мы возились бы здесь полгода. По нашему проекту строители возвели стены. Но если не брать общестроительные и отделочные работы, то все механизмы для квестов сделали мы».
Компоненты для технологической части квестов хозяева «Тёмной комнаты» покупали и через Интернет, и в местных магазинах электротоваров. По словам Анны, контроллеры они сами не программируют, но могут исправлять какие‑то ошибки, если такие находятся.
От идеи до открытия – полмиллиона
После того как всё готово, начинается тестирование квеста. Сначала авторы всё проходят сами, потом приглашают друзей, знакомых и даже незнакомых людей.
«Потому что когда ты погружён в процесс, то перестаёшь изнутри замечать какие‑то ошибки и нужен свежий взгляд, – поясняет Александр. – Иногда даже лучше, чтобы это были не друзья, которые боятся обидеть, а не очень хорошо знакомые тебе люди. Мы наблюдаем за реакцией людей, специально не объясняем, что их ждёт. Это позволяет нам рассчитать, какое время в среднем можно потратить, например, на разгадывание загадки. Если где‑то тестеры сильно зависают, мы упрощаем задания, чтобы часовой квест не превратился для посетителей в трёхчасовой».
По мнению Анны и Александра, нет универсального рецепта, как пройти квест быстро. Конечно, опыт посещения подобных проектов не будет лишним.
«Иногда человек просто видит ход, который используется в разных квестах, и пользуется своим опытом как отмычкой. Поэтому мы сами посещали много квестов, чтобы не повторять типовые решения. В хорошем квесте должны быть уникальные моменты, в которых люди могут ненадолго зависнуть. Именно по этой причине в наших квестах очень мало механических замков. Потому что есть люди, которые умеют их вскрывать. Не взламывать, а именно открывать, зная какие‑то секреты. Да и с электроникой у нас всё не просто. Нельзя быстро пройти наши квесты, имея в кармане магнит», – раскрывают секреты ребята.
В создание под одной крышей нескольких квест-комнат Анна и Александр вложили около полумиллиона рублей. Ребята не экономили на пожарной сигнализации, огнетушителях, сантехнике и электронных элементах квеста.
Предприниматели планируют сделать ещё несколько разнотипных квестов: добавить головоломку, страшилку, приключение и квест на воображение. Помимо «Тёмной комнаты», у ребят есть основная работа и небольшой бизнес, но сейчас они отдают все силы квест-проекту.
«Наша цель – создать больше интересных и качественных квестов в городе. А наша миссия – чтобы люди интеллектуально отдыхали, имели возможность отвлечься от рутины и на какое‑то время стать совсем другим человеком, примерить на себя новую роль, – говорит Анна Дудина. – И нам важно, чтобы люди узнали нашу историю, вспомнили о своих мечтах, не валялись на диване и взялись её реализовывать. Любой может быть любым. Надо просто захотеть и сделать».
Постскриптум
Как выяснилось в день публикации материала, не всё у Александра и Анны пошло так гладко, как они рассказали. В Интернете мы обнаружили объявление о продаже квест-проекта «Тёмная комната». На вопрос автора материала, почему было не рассказать об этом во время подготовки статьи, предприниматели признались, что «физически не тянут проект, посему решили потихоньку найти ему нового толкового владельца».
«Квестами мы и дальше планируем заниматься в общем‑то, но в плане проектирования и строительства под заказ (не пропадать же инженерному дару!)», – прокомментировала Анна такое решение «БелПрессе».
Время квестов уходит?
Вадим Задорожный, владелец сети квест-комнат City Quest в Белгороде, считает, что сегодня этот рынок насыщен.
«Очень много комнат закрывается, но появляются и новые, – сообщил Вадим «БелПрессе». – То есть рынок живой̆: плохие уходят, успешные (или слишком смелые) открывают новые».
По словам Задорожного, в разных городах ситуация сильно отличается: в Белгороде, как и в Москве, общая посещаемость квест-комнат снижается. Но это не мешает другим, более успешным проектам открывать новые комнаты. Вадим отмечает, что в Белгороде изначально посещаемость и количество квест-комнат была и остаётся значительно больше, чем в Курске, Орле, Липецке и Старом Осколе.
«Франшиза не всегда означает чужой сценарий, – поясняет предприниматель. – А отсутствие франшизы не всегда гарантирует, что сценарий авторский. Основная задача – сделать классный квест с уникальным для города сюжетом и загадками. Всегда есть соблазн сделать что‑то своё. Но без опыта высока вероятность переоценить свой креативный талант и создать квест, который в итоге не понравится игрокам. С другой стороны, нельзя просто купить сценарий и дословно его воплотить. Ведь он не будет учитывать особенностей помещения, наличие похожих загадок в других квестах. Например, приобретённые нами сценарии адаптируются и переделываются на 20–70 %. Наш «Паб» очень сильно отличается от оригинального сценария «Бар», реализованного в Москве».
Задорожный считает, что, начиная сегодня такой бизнес с нуля, высока вероятность прогореть на самом старте. Один нераскрученный квест, по его мнению, вряд ли сможет хорошо работать и приносить прибыль.
«В идеале нужно создавать сразу крупную сеть или становиться частью такой сети, чтобы расходы на маркетинг в расчёте на один квест были приемлемыми», – резюмирует он.