Сделаем это по‑быстрому
С выбором танца сомнений не было: конечно же, вальс – нежный, романтичный, воздушный… Осталось найти студию, где смогут обучить в сжатые сроки и недорого.
Танцевальных школ и студий, в том числе для взрослых, в Белгороде немало. Но, как правило, группы они набирают осенью и к апрелю уже вовсю танцуют. Мне, с нулевой базой, не угнаться. Но удача любит упорных – поиски привели меня во Дворец культуры «Энергомаш», где несколько лет работает клуб любителей бального танца. Совсем недавно сюда пришёл, вернее приехал из Харькова, новый хореограф – Владимир Домнич. И с той поры коллектив называется Freedom.
До встречи с профессиональным хореографом я полагала, что вальс – один из несложных бальных танцев. Велика ли наука, думала я: положить руку партнёру на плечо и в такт музыке переставлять ноги: раз-два-три, раз-два-три… Тут и пяти дней много будет!
Предварительно почитала информацию о пользе танцев: они развивают координацию движений, вестибулярный аппарат, формируют красивую осанку, а в качестве бонуса дарят хорошее настроение. Противопоказаний совсем немного – например некоторые заболевания опорно-двигательного аппарата.
Ещё я знаю, что своим названием вальс обязан то ли немецкому walzer, то ли французскому valse – зародился танец одновременно в разных странах Европы. Переполненная новыми знаниями, отправляюсь в ДК «Энергомаш».
Не так‑то просто
— Какому вальсу хотите научиться: медленному или венскому? – первый же вопрос хореографа застаёт меня врасплох.
— Давайте для начала какой легче, – определяюсь я.
— Тогда венский, – улыбается Владимир.
Заразительная штука – позитивный настрой!
На первом же занятии я понимаю, что грациозность – не мой конёк. Но старательно вникаю в премудрости начального движения – вальсового шага: правой ногой с пятки вперёд, потом два шага на носочках и дальше под счёт: раз-два-три, раз-два-три. Пятка-подушка-подушка, пятка-подушка-подушка… Так несколько кругов подряд по залу. Безбожно сбиваюсь со счёта, путаю ноги и в какой‑то момент решаю отступить.
«Вы ведь только начали учиться! – успокаивает меня Домнич. – Я занимаюсь пятнадцатый год – начал в шесть лет – и технику отрабатываю до сих пор. И у вас всё получится!»
Осваивая танцевальную азбуку, я с помощью наставника делаю несколько открытий.
Оказывается, есть несколько видов вальса: медленный, фигурный, венский. Последний самый популярный, его танцуют молодожёны, выпускники. И не так он прост, как кажется на первый взгляд: у каждого движения вальса есть множество вариаций, и учиться этому искусству можно всю жизнь.
Геометрия на паркете
«Не нужно смотреть себе под ноги, – между тем объясняет мне Владимир. – Подбородок и грудь приподняты, голова слегка повёрнута влево. Спина прямая, лопатки опущены, а руки словно придерживают пышную юбку».
Сковав себя в такую гордую, как мне кажется, осанку, принимаюсь за следующее упражнение – «маленький квадрат». Правой ногой шаг вперёд, левой в сторону и затем правую ставлю рядом. Чересчур концентрирую внимание на движениях ног и чувствую себя совершенно деревянной.
«Вы ведь такие движения каждый день делаете не задумываясь, – Владимир вновь старается убедить меня, что всё получится. – На кухне, например, от стола к плите: шаг-приставка».
Вспомните, как Золушка в старом советском фильме признаётся: «Натирая пол, я научилась танцевать».
Однако самое сложное пока для меня – держать осанку: плечи то и дело ползут вниз, глаза вновь вперяются в ноги, а руки и вовсе сами по себе.
«Вы должны понравиться себе в зеркале, – давит мне на любимую мозоль хореограф. – Забудьте про ноги, получайте удовольствие от танца».
Да, теперь я понимаю, зачем в танцевальном зале столько зеркал во всю стену.
Когда есть азарт
«В детстве я первое время занимался через не хочу, – признаётся Домнич. – А лет в 12, когда начал участвовать в соревнованиях, появился азарт».
Достижений у Владимира немало: победа на чемпионате Украины по спортивно-бальным танцам, Гран-при в составе коллектива на соревнованиях в Словакии… Он окончил Харьковский национальный пединститут им. Григория Сковороды и теперь в Белгороде обучает танцам не только взрослых, но и школьников.
Поначалу все движения я лишь повторяю за хореографом. Но настаёт черёд следующему испытанию:
«Теперь давайте попробуем встать в пару», – говорит Владимир.
Ох и непростое это дело – положить руку на плечо малознакомому молодому человеку, даже если понимаешь, что он годится в сыновья! Именно из‑за сокращения дистанции между партнёрами вальс в XVIII веке не сразу был принят благовоспитанным обществом в Европе, а в России император Павел I издал указ, запрещающий этот «непристойный» танец.
Стараюсь преодолеть смущение: раз-два-три, раз-два-три, как и положено в вальсе – с акцентом на первый такт.
Первые три часовых занятия разучиваем движения: к «маленькому квадрату» добавляется большой, затем – «балянсе», «рука к руке», «правый поворот»… С каждым занятием я всё больше влюбляюсь в вальс. Ещё два часа отрабатываем весь танец: объединяем разученные движения. Партнёр ведёт, моя задача – быть ведомой.
Танцуют все!
«Мы протанцевали две минуты!» – эти слова хореографа воспринимаю как самую большую похвалу.
Это восторг! Ведь ещё полмесяца назад я понятия не имела, что такое вальс. А теперь понимаю, что танец как любовь: нужно чувствовать партнёра, доверять ему. И забыть, наконец, про ноги, растворяясь в музыке.
Недолгий мой бал закончился вместе с фотосессией. Нарядное платье сменилось повседневными джинсами, а мысли вернулись в привычное русло, истоки которого в вопросе «Что приготовить сегодня на ужин?». Немного грустно. Поэтому я решаю непременно со временем продолжить занятия в клубе любителей бального танца Freedom. Ведь сюда приходят люди в любое время года.
Возможно, вместе с ними я научусь танцевать танго, фокстрот, самбу и даже ча-ча-ча.