«Было развито поголовное пьянство»
У зародившегося в 80-х годах XIX века российского движения трезвенников фактически было два родоначальника. Один из них – Сергей Рачинский из Смоленской губернии. Второй – Пётр Поляков, обычный учитель из села Головчино Грайворонского уезда тогда ещё Курской губернии.
«Было развито почти поголовное пьянство, чему сильно способствовал местный сахарный завод и феноменальные способности некоторых виноторговцев, царствовавших в уезде и не знавших пределов своей незаконной власти», – писал о своём селе Пётр Иванович.
Борьба за трезвость вовсе не была старческим брюзжанием. В 36 лет, в 1884 году, Поляков основал в Головчино Христианское общество трезвости и воздержания. Это было одно из первых подобных движений в царской России.
Мода на здоровый образ жизни в Головчино прививалась тяжело. Советам Полякова поначалу последовали лишь друзья да родственники.
«Признаюсь: этот труд был нам столь несносно тяжёл, не под силу, что нами не раз овладевало отчаяние. Духовенство сперва отнеслось весьма недружелюбно к нашей, по их выражению, затее и объявило нас чуть ли не сумасбродными. Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд», – вспоминал потом Поляков.
Письмо от Иоанна Кронштадтского
Через два года в обществе трезвости состояли уже 50 жителей Головчино. Активно начали пропагандировать трезвость и священники, а организация благодаря публикациям Полякова становилась всё популярней.
«Начатое с большими усилиями и неприятностями доброе дело вступило, так сказать, в законную силу и, постоянно расширяясь, стало повсюду показывать добрые плоды, которые вскоре обратили на себя внимание не только простого народа, но и людей, высоко стоящих по своему общественному положению», – говорил об успехе идеи Пётр Иванович.
Однажды, Пётр Поляков решил написать письмо самому Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь в борьбе с пьянством. Отец Иоанн в ответном письме посоветовал основать общество трезвенности и выслал Петру Ивановичу на эти цели 200 рублей. Даже в условиях села Полякову удалось воплотить идею, получившую столь высокое благословление.
Спустя три года после создания головчинского общества трезвенников Поляков описал концепцию движения в журнале «Русский начальный учитель» и предложил сделать его всероссийским.
Вскоре мечта обычного сельского учителя сбылась: в 1891 году возникло Всероссийское общество трезвости. Спустя год оно объединилось с Попечительством народной трезвости (работало под покровительством принца Ольденбургского), а затем и с Александро-Невским обществом трезвости (Санкт-Петербург).
Из учителя – в священники
Через несколько лет, в 1897 году, Поляков с супругой и восемью детьми переезжает в Санкт-Петербург. Неподалёку от столицы, в Царской Славянке, он начинает работать учителем в детском приюте трудолюбия. Занимаясь воспитанием детей, ведя публичные лекции о трезвости на рабочих окраинах Санкт-Петербурга, где пьянство для многих было образом жизни, Пётр Иванович всё больше интересуется православием.
«Сила слова значительно увеличивается, если оно произносится духовным наставником», – говорил он, решив стать священнослужителем.
В 1902 году Поляков принял сан диакона. Публицист Василий Писаревский рассказывал, что Поляков несколько раз встречался в Кронштадте с отцом Иоанном, который и благословил учителя из Головчино. В 1903 году Поляков был рукоположен во священство.
В Санкт-Петербурге Пётр Поляков начал издавать газету «Трезвость». Идею также благословил Иоанн Кронштадтский:
«Сие доброе дело Бог непременно благословит, так как пьянство подобно четырёхголовому кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечёте – это будет заслуга перед Богом, царём и Отечеством», – ответил он Петру Ивановичу.
Дворники и князья
Со страниц авторитетных «Санкт-Петербургских ведомостей» Поляков призывает всех неравнодушных заняться спасением пьяниц, проводит общественные собрания. В 1905 году он издаёт книгу «Православие как основа жизни», которую он посвящает Иоанну Кронштадтскому.
В 1906 году борец с пьянством возглавляет Литейное отделение Александро-Невского общества трезвости и продолжает преподавать.
Расписание работы Литейного отделения Александро-Невского общества трезвости:
- Понедельник – противосектантские и противораскольнические апологетические курсы;
- Вторник – противосектантская беседа и пение духовных псалмов и стихов;
- Среда – молебен и беседы со световыми картинами;
- Четверг – молебен с акафистом Спасителю или Воскресению Христову (от Пасхи до Вознесения) и поучение;
- Суббота – всенощное бдение (в домовом храме) и поучение;
- Воскресенье (и праздники) – литургия и поучения, днём – световые картины для детей, вечером – молебен и беседа со световыми картинами для взрослых.
Ежегодно в Литейном отделении проводилось более 400 собраний, на которых в общей сложности побывало больше 35 тыс. посетителей.
«Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, учёные мужи и неграмотные простецы, учащие и учащиеся. И у всех – один дух, одно сердце!» – говорил о молящихся сам Пётр Поляков.
Под эгидой общества он создаёт детский сад на 85 девочек и мальчиков. Там воспитывались дети петербургской нищеты, где малышей кормили, обучали чтению, рисованию, письму. Летний филиал детсада Поляков открыл в городе Луге, создав там очередную ячейку общества трезвости.
«Гореть, как свеча»
К переломному 1917 году Пётр Поляков был уже протоиереем. После революции он оказался неподалёку от родных мест. Священнослужитель переехал в город Суджа и вместе с отцом невестки служил в местном храме Преображения Господня в слободе Замостье.
Несмотря на гонения церкви в те годы, храм, где служил Пётр Иванович, в 1922 году получил новую роспись. Запись об этом хранится в Замостье по сей день. Но в этом же году Поляков умер от заражения крови. Похоронили протоиерея рядом с храмом.
«В своей жизни я хотел гореть пред Богом, как свеча», – говорил при жизни Пётр Поляков.
Начав бороться за жизни соотечественников в маленьком селе, протоиерей смог изменить Россию, где бороться с пьянством до этого казалось чудным занятием. Стало быть, «гореть, как свеча» получилось.
Подготовлено по материалам агентства «Русская линия», статьи «Священник Пётр Поляков как родоначальник российского трезвенного движения в Курской губернии конца XIX – начала XX веков», публикации pravoslavie.ru.
Сергей Шевченко