Где взял экспонаты? Всю жизнь собирал и сегодня продолжает.
Хомут в Ленинской комнате
Первый зал – Ленинская комната. Песня «Потому что мы пилоты» с порога настраивает посетителей на оптимистичное восприятие действительности Страны Советов. На стенах – плакаты, стенгазеты, Моральный кодекс строителя коммунизма…
«Ленинские комнаты были почти на каждом предприятии. Там проводили собрания, политинформации, перевоспитывали провинившихся. Например, ты что‑то учудил, а туда заходишь – и стыдно как‑то становится», – рассказывает Анатолий Воловиков.
В его музее хранится Памятка прогульщику и нарушителю трудовой дисциплины. А в ней – список того, что терял прогульщик и нарушитель: уважение товарищей, отпуск в летнее время, льготную путёвку в дом отдыха или санаторий, повышение разряда, премию. Ещё нарушителя могли перевести в хвост очереди на получение квартиры.
«А вот вымпелы – их не просто так давали. У нас колхоз назывался имени Ленина, получал за трудовые достижения дипломы Совета Министров! Развалили колхоз, растянули», – с горечью продолжает Анатолий Воловиков.
Телефоны, бюсты выдающихся личностей, патефон, радиолу, графин, гранёные стаканы Анатолий Николаевич тоже разместил в первом зале. Здесь же выставлена старинная тара для зелёного змия – четверть, заткнутая кукурузным початком, шкалики, гранёные рюмочки и даже непочатая поллитровка «Столичной» 1980 года выпуска.
«Все просят её выпить, но я берегу», – говорит Анатолий Николаевич и осторожно ставит на место музейный экспонат.
— А почему в Ленинской комнате оказались хомут и седло?
— Так было время, когда председатели колхозов ездили на гужевом транспорте, – пояснил хозяин музея.
Хобби не приносит Воловикову прибыли, оно для души. Экспонаты изредка ему дарят, но, как правило, он их покупает или выменивает у других коллекционеров.
— Что в вашем музее самое ценное?
— Всё ценное… Вот от тёщи медаль осталась, берегу её. И грамоту бабушкину берегу.
Из грозных сороковых
Во втором зале [небольшая комната] Анатолий Воловиков хранит экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной.
«Вот радио, по такому объявляли о начале войны, потом о снижении цен. А тут у меня оружие, экипировка. Можно целый партизанский отряд снарядить. Оружие нерабочее, разрешительные документы все имеются. Вот пистолет-пулемёт Томпсона 45-го калибра, 1928 года выпуска, его по ленд-лизу нам поставляли американцы. Это шашка златоустовская – копия, настоящую полиция реквизировала. Пулемёт, к сожалению, тоже реквизировали», – демонстрирует своё богатство Анатолий Николаевич.
А немецкая навигационная карта у основателя музея подлинная, на ней обозначены все аэродромы. Парадную немецкую форму он выменял на серебряные швейцарские часы. Фрицевские очки кто‑то в окопе нашёл. Знакомый дедушка принёс в музей немецкие офицерские кожаные сапоги, долгие годы они пролежали в его сундуке. Сапоги добротные, на подошве что‑то вроде шипов, а на носке – металлическая набойка.
Многое в этой комнате напоминает о минувшей войне: гранаты, пистолеты, автоматы, штыки, пули, каски, фляжки, есть даже африканская – как она очутилась в наших краях, и сам хозяин музея не знает.
«Вот такие у немцев были фляжки со стаканчиками. А здесь у меня сапёрные лопатки, видите: в прочных кожаных чехлах, – показывает свои сокровища хозяин. – Германской армии их поставляла Швейцария. Немецкий ящик из‑под патронов внутри обит оцинкованным железом – столько лет в земле пролежал и целый. Хлопцы выкопали, думали, что клад нашли».
У Воловикова даже сохранилась немецкая листовка, призывающая бойцов и командиров Красной армии переходить на сторону германских вооружённых сил, для этого «достаточно поднять обе руки и крикнуть «Сталин капут» или «Штыки в землю».
Всё под охраной
Анатолий Воловиков напоминает посетителям, что у него вся усадьба под охраной. Без сигнализации нельзя – в музее хранятся действительно ценные вещи. Например, старинный письменный стол, который, по мнению нынешнего хозяина, принадлежал управляющему князей Юсуповых. А недавно у Анатолия Николаевича появился самовар работы братьев Шемариных, предположительно и этот латунный красавец остался от знатного семейства.
«Как‑то в металлоломе, в консервной банке с мусором, я нашёл наградной немецкий крест, – говорит Анатолий. – Один коллекционер и отдал мне за него этот самовар, он был поломанный – я отправил самовар на реставрацию в Тулу. Его месяца два ремонтировали, полностью пропаяли, очистили, отшлифовали. Заплатил 17,5 тыс. рублей, зато теперь самовар как жар горит и глаз радует».
Особо ценные самовары и старинные иконы, которых у Анатолия Николаевича тоже много, он хранит в своём доме. Знакомый художник изготовил красивые киоты, и теперь на стене в самой большой комнате целый иконостас. Для Анатолия Воловикова иконы не музейные экспонаты, он человек верующий.
«Вот был царь-батюшка – кто мог подумать, что его не будет? Кто мог подумать, что советской власти не будет? – удивляется владелец музея. – Сыну сказал: как помру – продай всё. Нет, говорит, не продам. И хорошо: пусть музей будет, чтобы люди помнили прошлое».