Зарабатывать играючи
Психологи подчёркивают, что способность молодых людей управлять собственными финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых с малолетства посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. По мнению бизнесменов, одним из важнейших способов экономической социализации детей являются карманные деньги.
«Я регулярно даю своим детям небольшие суммы, – делится опытом директор Белгородского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Алексей Киселёв. – Причём старшему скорее добавляю, потому что часть своих личных потребностей он закрывает собственными заработками. А восьмилетняя дочка с помощью карманных денег применяет на практике математические навыки».
«Финансовая грамотность не менее важна, чем любая другая грамотность, – уверен управляющий региональным подразделением ВТБ 24 Виктор Кривошеев. – Что бывает, когда люди не обладают хотя бы элементарными познаниями в области экономики, наглядно продемонстрировали события, произошедшие в нашей стране в начале 1990-х годов, в момент расцвета финансовых пирамид. Поэтому, безусловно, уже с раннего возраста детям надо объяснять базовые понятия: что такое деньги и как с ними надо обращаться. Примерно с 10–12 лет можно начинать дополнительно рассказывать о том, как работают банки и страховые компании».
Крайне важно, по мнению Виктора Кривошеева, чтобы начальные финансовые знания давали детям в школах. Эффективным способом донести до них эту информацию являются и различные игровые проекты – такие, например, как «Кидбург». На площадках интерактивных музеев дети самых разных возрастов могут попробовать себя в роли страхового агента, операциониста или инкассатора банка… Они тратят и зарабатывают игровые деньги, которые затем можно обменять на сувениры. Работа таких проектов повышает финансовое образование детей на порядок качественнее, чем любые стандартные программы обучения.
Не оценивай оценки
Существует мнение, что платить ребёнку за оценки – это способ научить его обращаться с деньгами. Заместитель директора школы № 41 Белгорода Ирина Гридунова уверена, что вознаграждать ученика за его обязанность подобным образом не стоит:
«Одно дело, если таким образом школьника стимулируют к крупному приобретению, например к покупке велосипеда. И совсем другое, если деньги ребёнку дают просто так. Есть большая вероятность того, что он потратит их на вредные для себя покупки: например, чипсы, жевательную резинку и прочее. Я преподаю уроки православной культуры, на которых всегда учу тому, что отдавать – гораздо большее благо, чем брать. И если родители дают деньги, значит, нужно подумать, как грамотно и разумно ими распорядиться».
Кстати, существует показательный эксперимент, доказывающий, что финансовое поощрение не влияет на учебные достижения детей. Провёл его экономист Роланд Фрайер в школах США. На протяжении года он платил учащимся деньги за хорошие оценки, посещаемость и чтение книг. Всего школьникам было выплачено 9,3 млн долларов. Выяснилось, что средства меценатов были потрачены зря: образовательные учреждения дети стали посещать чуть регулярнее, книжек читать чуть больше, но общий уровень знаний не улучшился. В конце года школяры показали такие же результаты итоговых тестов и контрольных, как и дети, которым за учёбу ничего не платили.
Сколько стоит подать стакан воды?
Семейный психолог Елена Аверина утверждает, что выдавать деньги за помощь по хозяйству характерно для молодых родителей. При этом они часто меняют условия договорённостей с ребёнком о размере вознаграждения. Большинство мам и пап постарше считают, что некоторое количество купюр отпрыскам нужно отчислять просто потому, что они являются членами семьи.
«Оплачивая его работу по хозяйству, вы предлагаете ребёнку стать наёмным рабочим, – предостерегает Елена. – А философия семьи строится совсем на других принципах: взаимовыручке и понимании. На Западе эта дилемма обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребёнку регулярно, но он может подзаработать ещё немного, если выполнит то или иное поручение. Например, вымоет родительскую машину или подстрижёт газон перед домом».
Нельзя отрицать, что, имея личные средства, школьник чувствует себя взрослее. Однако важно учитывать, что деньги, заработанные собственным трудом дома или на стороне, у наших детей появляются позже, чем на Западе. Российский старшеклассник в свободное от учёбы время скорее будет заниматься с репетиторами, чем развозить пиццу или раздавать листовки. Слишком велика в нашей стране цена вопроса поступления в вуз с первой попытки.
Готов или не готов?
Чтобы определить готовность своего чада к такому серьёзному шагу, как распоряжение собственными финансами, психологи предлагают провести небольшой тест. Для этого выдайте ему сумму, которая должна покрывать расходы на мелкие нужды, транспорт, развлечения и мобильник. И отпустите поводья, предложив самому распоряжаться ими в течение недели.
«Возраст, в котором ребёнок может начать самостоятельно планировать свои расходы, индивидуален. Обычно это 8–9 лет. Лучше всего, если сумма будет примерно равна той, что получают друзья вашего ребёнка. Так вы предостережёте его от зависти одноклассников и необдуманной траты, – советует Елена Аверина. – Только на практике, получив и потратив деньги, ваше чадо поймёт, что такое планирование».
Отец троих сыновей Сергей Немиров уверен: дети должны не только знать, из чего складываются доходы семьи, но и соизмерять их с прожиточным минимумом.
«Когда я получаю зарплату, мы с сыновьями распределяем её по четырём конвертам: на коммуналку, еду, их кружки и наш общий отпуск, – рассказывает Сергей. – После того как мы научились считать, сколько у нас остаётся свободных средств, они прекратили просить всё подряд в магазинах».
Самый оптимальный вариант для знакомства малыша с капиталистическим миром – завести в доме копилку. С одной стороны, за эти деньги чаду не придётся целенаправленно пахать, с другой – они не выдаются по первому требованию. У детей формируется понятие: чтобы купить что‑то стоящее, придётся набраться терпения и собрать необходимую сумму. Таким образом, ребёнок учится соизмерять желания с возможностями.
Золотое правило
Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещайте ребёнку потерю – пусть поймёт последствия своего легкомыслия.
Многие дети, получив карманные деньги, тратят всё немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать её порционно.
Если сын или дочь собираются сделать крупную покупку самостоятельно, подскажите, как получить скидку.
Пусть ваши дети будут в курсе семейной бухгалтерии. Это способствует возникновению доверительных отношений и даёт им возможность участвовать в планировании покупок.
В затруднительных ситуациях привлекать личные средства ребёнка в бюджет семьи для решения общей проблемы вполне возможно. Разумеется, потом они должны быть возвращены (с процентами или без – на ваше усмотрение).
Если ваш ребёнок принёс свои заработанные деньги в семью – пусть сам этот факт будет маленьким праздником: «Вот этот пирог испечён из продуктов, которые куплены на Танин заработок!»
В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решён на законодательном уровне. Ребёнку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, семилетнему – до 2 евро, десятилетнему – 10–12 евро, а в 15 лет – уже 25–30 евро. Если родители не выдают чаду деньги по «государственному тарифу», он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом.