Что это такое?
«По сути это психологическая защита, – поясняет кандидат психологических наук Татьяна Михайлова. – Если на человека направлены негативные эмоции (трудные задания, ненормированный рабочий день), он включает защиту и перестаёт реагировать, чтобы исключить влияние этих стрессовых воздействий».
У эмоционального выгорания есть несколько стадий: вначале человек ещё вполне работоспособен, но становится менее энергичным, постепенно появляются усталость и апатия, ухудшается сон и падает продуктивность. На хронической стадии ощущается изнеможение, нехватка времени и чувство загнанности в угол. А запущенные стадии эмоционального выгорания грозят появлением самых разных заболеваний, в первую очередь – онкологических.
«Выражение, что все болезни от нервов, на сегодняшний день является стопроцентным утверждением, – рассказывает Михайлова. – Если раньше говорили, что существуют психосоматические заболевания, в основе которых лежит стресс, то сегодня во всех заболеваниях находят психологические аспекты».
В пример приводят рак молочной железы: доказано, что его возникновение напрямую связано с уровнем стрессовой обстановки вокруг женщины. Если снизить напряжённость, то риск рецидивов уменьшается на 60 %.
Больше всего стрессу и эмоциональному выгоранию подвержены трудоголики и перфекционисты. В группу риска попадают и люди с так называемой репрессированной (подавленной) агрессией: им хочется выразить свой гнев (буквально дать кому-то в лоб), однако сделать этого они не могут. Как следствие – внутреннее напряжение, избыток адреналина, повышенное давление.
Психологи говорят, что перегоревший человек не только сам страдает от негативных эмоций, но и заражает ими окружающих.
«Интересно, что самые опасные в плане суицида среди работников медицины зубные врачи. Почему? Стоматолог очень близко работает в личном пространстве пациента. Он постоянно находится с ним в тесном взаимодействии, причём в районе головы», – добавляет психолог.
Что с этим делать?
В европейских странах на многих предприятиях и в офисах существуют комнаты психологической разгрузки. Японцы, к примеру, лечат скрытую агрессию работников с помощью чучела, с которым можно делать всё, что угодно: пинать, бить, кричать на него. Китайцы массово выходят на занятия ушу.
«Достоверно известно, что уровень сердечно-сосудистой смертности у них гораздо ниже, чем в целом по планете», – отмечает Михайлова.
Если в вашем офисе ничего подобного нет, психологи советуют использовать другие методы:
- Когда стресс связан с выполнением трудного задания, стоит разбить задачу на несколько мелких подзадач и выполнять их пошагово.
- Использовать тайм-ауты.
- Применять дыхательные упражнения (подойдёт комплекс упражнений йоги) или техники релаксации.
- Заняться физическими упражнениями.
- Использовать самоубеждение:
«Всё, что мы надумываем, воспринимается нашей психикой как реально произошедшее. Если вы подумаете, что вы королева, сигнал пойдёт в мозг: осанка тут же изменится, голова поднимется, голос поменяется. Просто это нужно делать, давать себе правильную установку, и организм начинает работать как с победителем».
- Переключиться на другой вид деятельности.
- Уйти от ненужной конкуренции:
«Есть коронарный тип личности: они всё время заняты, у них весь день распланирован, они всегда на телефоне, в цейтноте. Но это не главное. Главное для них – враждебная агрессивность: они всё время соревнуются. Это приводит к инфаркту».
- Эмоциональное общение с приятными людьми:
«Возьмите на вооружение: 40 минут ежедневно за чашкой чая со знакомым. Расскажите, что произошло за день, что вас беспокоило, какие проблемы накопились – и вы получите достаточный запас энергии, чтобы дальше заниматься текущими делами. Это снятие стресса через вербализацию эмоций», – объясняет психолог центра Руслана Тодорова.
Она же даёт ещё несколько рекомендаций для тех, кто испытывает стресс при общении с начальником или коллегами.
Если руководитель кричит на вас и обзывает последними словами, нужно выбрать правильную модель поведения: не оправдываться с несчастным видом и не нападать в ответ, а перевести разговор в конструктивное русло:
«Нужно просто задать вопрос: «Чего вы хотите сейчас от меня добиться?» Это чаще всего ставит в тупик, потому что готового ответа на него нет. И начальнику придётся включить не эмоциональное, а рациональное начало».
У многих на работе встречаются такие сотрудники, которых можно отнести к истероидно-демонстративному типу. Они всячески стараются привлечь к себе внимание эпатажным поведением, говорливостью, вызывающим видом и тому подобным. Его нужно максимально игнорировать: отвечать односложно («Да», «Нет», «Не знаю»), не поддерживать разговор, вежливо заметив, что вы заняты.
Руслана Геннадьевна напоминает: стресс ни в коем случае нельзя заедать:
«Если захотелось покушать, подумайте, что вас беспокоит, какие проблемы легли на вас? Может, кто-то сказал вам что-то неприятное, что вас задело? Тогда стоит рассказать об этом кому-то, поделиться своими переживаниями, и вы почувствуете, что ваш голод испарился».
Методов борьбы со стрессом столько же, сколько и его источников. Психологи едины в одном: человек должен относиться к работе лишь как к виду деятельности и помнить, что на ней жизнь не заканчивается:
«Счастлив человек, который с удовольствием идёт на работу, а потом с удовольствием с работы».
Елена Байтингер