Инструмент насилия. Чем страшен экстремизм для людей и общества
Чем страшен экстремизм, какое за него полагается наказание и как бороться с идеологией насилия, разбирались «Белгородские известия»

-
Статья
-
Статья
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам. Подобные высказывания и действия не просто разлагают общество, но являются главным инструментом насилия. Люди, которые были привлечены к ответственности за экстремистские поступки, всегда находятся под наблюдением правоохранительных органов.
Пугающий контент. Что такое экстремизм и кто вовлекает в него нашу молодёжь
Направления разные – суть одна
Согласно федеральному закону, экстремизм – это насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Сюда же входит пропаганда исключительности, превосходства либо признания неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
В экстремизм также входит использование нацистской или экстремистской атрибутики и символики, публичные призывы к насилию и финансирование и содействие во всех этих деяниях.
В уголовном кодексе России более 30 статей наказывают за экстремизм. Одни – напрямую, как, к примеру, статья 282.1. УК РФ «Организация экстремистского сообщества». Но чаще экстремистская составляющая является отягчающим обстоятельством и прописана в одной из частей тяжких статей. Наказание за такие преступления существенно выше. Если за убийство предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы, то за убийство, совершённое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой‑либо социальной группы, положено более строгое наказание – вплоть до пожизненного лишения свободы.

Согласно Административному кодексу
Если в песне или публикации, которые вы разместите в своих соцсетях, оправдывается массовое убийство, геноцид, выделение людей по национальному и иному признаку, то вы можете быть привлечены по статьям Административного кодекса РФ. В нём содержится сразу четыре статьи, вводящие ответственность за подобные деяния:
- статья 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации»;
- статья 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»;
- статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов»;
- статья 20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Крайность, ведущая к терроризму
Белгородец, доктор философских наук, профессор Михаил Игнатов, который давно занимается проблематикой экстремизма, объясняет, что подобные действия – инструмент, помогающий оказать репрессирующее насилие к тому или иному человеку или группе лиц:
Виртуальные уловки. Какие опасности могут подстерегать ребёнка в Интернете
«Экстремизм – это всегда крайность. А любая крайность ведёт к разложению. Даже есть такой знаменитый термин, на первый взгляд не связанный никаким образом с экстремизмом и терроризмом, как коррупция. «Коррупция» с латыни переводится как «разложение». Возьмём для примера идеологию нацизма. Здесь надо сначала понять два основных вида национализма. Есть гражданско-политический национализм, а есть этнический. В Российской Федерации у нас с вами гражданско-политический национализм. Это когда основным документом в стране является Конституция, где все равны в своих правах. А вот этнический национализм – это уже когда ты имеешь право на жизнь, работу и прочее только по каким‑то отличительным признакам. К примеру, только если ты латыш в Латвии. Именно из этнического национализма появляются такие прискорбные вещи, как нацизм. И, как правило, этнический национализм переходит в стадию неонацизма, как раз используя методы экстремизма».

Зло порождает зло
Профессор Игнатов объясняет, что экстремизм как инструмент может использоваться для разных идеологий, но суть остаётся одна:
«Вот когда сносят памятники Пушкину – это тоже экстремизм, потому что этот поэт, по сути, человек, создавший современный русский язык. Язык – это та структура, через которую мы познаём окружающую действительность, её осознаём и воспринимаем. Соответственно, сносить памятники русскому поэту Пушкину – это сносить памятник русскому языку и русскому способу осознания мира. То есть это радикальная борьба и крайность, которая, как правило, реализуется через насилие и создаёт поражающие общество болезни, такие как нацизм и неонацизм. Или взять проявление крайней формы насилия, такое как школьный буллинг. Это тоже создание ситуации нацизма в отдельно взятом коллективе, когда мы кого‑то отрицаем по тому или иному признаку: к примеру, человек одевается не так или небогато. Вместо того чтобы взять шефство коллективное над этим человеком, коллектив начинает его отрицать, избивать, глумиться. Опасность школьного буллинга в том, что он порождает определённый нацизм, отрицание человека, просто потому что он не такой, как все. Отсюда и порождаются, кстати, в том числе и экстремисты. Экстремистский инструмент в виде буллинга создаёт такие прискорбные моменты в нашей жизни, как скулшутинг – вооружённое нападение на школы».

Не только карательные способы
Михаил Александрович уверен, что с экстремизмом нужно бороться не только карательными мерами, очень важны профилактические беседы. Потому профессор Игнатов рассказывает о проблеме экстремизма, используя различные площадки:
Холодный душ для мошенников: как белгородцам защитить себя от обмана
«По большому счёту, профилактика экстремизма и терроризма в своей основе – это создание единства. Мы все едины, ну, к примеру, по признаку того, что мы люди, соответственно, мы должны находить общий язык. Однако даже создание единства может стать злом, если для этого применяется экстремизм. В Италии в прошлом веке, например, начали хорошую изначально историю о том, что они все едины вне зависимости от своего этнического происхождения. Но потом развернули на 180 градусов, объясняя тем, что итальянцы не должны страдать. Так родился фашизм. Только когда мы поймём, что нужно договариваться, а не применять радикальные меры, экстремизм сойдёт на нет».
Алексей Стопичев