Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 марта 2024,  18:10

Режим ЧС: правда и мифы об обязанностях государства и граждан при его введении

Многие белгородцы обращаются к властям с просьбой ввести режим ЧС в Белгороде и приграничье

Режим ЧС: правда и мифы об обязанностях государства и граждан при его введенииФото: Павел Колядин (архив)
  • Статья

«БелПресса» изучила тонкости российского законодательства и разобралась в том, спишут ли долги, выплатят ли пособия и что вообще ждёт людей, если ЧС всё‑таки введут.

Что это за режим и кто его вводит

Определение режима чрезвычайной ситуации дано в Федеральном законе № 68-ФЗ (от 21.12.1994 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Под чрезвычайной ситуацией в России понимают какую‑либо опасность для людей или имущества на определённой территории. 

ЧС бывает разной, в том числе природного и техногенного характера. А вот по масштабу они могут быть локальными, муниципальными, межмуниципальными, региональными, межрегиональными и федеральными. 

В Белгородской области сейчас действует ЧС только муниципального уровня в 15 приграничных населённых пунктах, где фактически невозможно находиться из‑за постоянных обстрелов. При этом в конце апреля 2023 года Вячеслав Гладков вводил ЧС регионального уровня, когда нужно было вывезти без опасности для людей упавшую в Белгороде авиабомбу.

Сама суть режима чрезвычайной ситуации (независимо от масштаба) – в том, чтобы помочь органам власти и ведомствам дополнительными возможностями и полномочиями для устранения опасности и помощи гражданам.

В зависимости от уровня опасности режим ЧС могут вводить муниципальные главы, губернатор, правительство РФ и президент. Чтобы ввести ЧС, необходимо указывать, в каких границах он действует, причины этого решения и перечень мер, которые будут предпринимать для ликвидации ЧС.

 

В чём отличие режима ЧС от чрезвычайного и военного положения, а также от КТО

Режим ЧС часто путают с режимом чрезвычайного положения, которое накладывает намного более серьёзные ограничения и вводится в регионе или во всей стране указом президента. В этом случае вводится временная администрация на региональном и местном уровнях, ограничиваются передвижение и свобода граждан, останавливаются опасные производства. В числе ограничений также комендантский час, цензура СМИ, выселение людей из опасных районов, изъятие имущества, если оно необходимо для преодоления ЧП и т. д. Также при этом сценарии людей могут мобилизовать для выполнения неотложных работ.

Режим военного положения вводится в стране или некоторых её частях при непосредственной угрозе агрессии или прямой агрессии против страны. Сейчас он введён президентом в четырёх новых регионах: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. При введении военного положения может проходить полная или частичная мобилизация, вводится трудовая обязанность для граждан, принудительный осмотр, а также изъятие имущества физлиц и компаний, если оно необходимо для задач государства.

Режим контртеррористической операции (КТО) вводится руководством ФСБ в ситуациях крайне высокой опасности. Он подразумевает, что силовые ведомства могут ограничивать конституционные права и свободы граждан: проникать в дома, блокировать связь, выселять людей, убирать транспорт из зоны КТО, ограничивать работу предприятий и т. д.

 

Какие обязательства и ограничения появляются у граждан при введении ЧС

Введение режима ЧС (хоть он и мягче описанных выше) также ограничивает конституционные права и свободы граждан. Они обязаны эвакуироваться по требованию властей. Также у физлиц и организаций могут изымать имущество и ресурсы, которые нужны для борьбы с ЧС. Людей могут привлекать для аварийно-спасательных и неотложных работ. Также граждан в зоне действия ЧС могут переводить на другую работу (которая нужна для борьбы с ситуацией).

Работники при этом могут работать в выходные и праздничные дни без своего согласия. Важно, что все организации (в том числе бизнес) по закону обязаны помогать ликвидировать ЧС за счёт собственных средств.

 

Списывают ли долги при введении режима ЧС

В законодательстве о режиме ЧС нет никаких оснований для отмены обязательств граждан по обслуживанию кредитов и ипотеки. В определённых случаях человек может попросить банк изменить условия договора и реструктуризировать кредит (это не списать) из‑за форс-мажора, который вызван ЧС. Однако такие договорённости можно достигать и без режима ЧС: чаще всего банки идут навстречу клиентам, так как не заинтересованы в появлении проблемных долгов. Кстати, даже военное положение не предполагает какого‑либо списания кредитов или заморозки выплат. 

Слухи о том, что при режиме ЧС кредиты спишут – 100%-ный миф. Хотя теоретически власти могут вводить дополнительные положения, касающиеся кредитов. Например, в локдаун во время пандемии коронавируса была возможность уйти на кредитные каникулы при падении доходов.

Также режим ЧС не освобождает от уплаты налогов, услуг ЖКХ и других финансовых обязательств.

 

Какие выплаты и помощь положена гражданам в режиме ЧС

Законодательство предусматривает право на возмещение ущерба здоровью и имуществу. Но о полном покрытии убытков речь не идёт. Если человек или организация попадает в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, они могут рассчитывать на:

  • 10 тыс. рублей на члена семьи в виде разовой матпомощи, но не более 50 тыс. на семью;
  • 50 тыс. рублей на члена семьи за частично уничтоженное имущество первой необходимости;
  • 100 тыс. рублей на каждого члена семьи за полностью уничтоженное имущество первой необходимости;
  • 1 млн рублей за погибшего (в равных долях членам семьи);
  • 200 тыс. рублей за лёгкий вред здоровью;
  • 400 тыс. рублей за вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред.

Также власти могут выдать деньги на погребение человека.

 

Если не введён режим ЧС, на каком основании в Белгородской области оказывают помощь

Для оказания определённых мер поддержки властям чаще всего не нужно вводить какой‑либо режим. Они могут действовать исходя из ситуации. В Белгородской области ремонт жилья и восстановление авто ведут за счёт бюджета области и внебюджетных источников. 

Например, решение о выдаче нового жилья людям из сёл, где введён режим ЧС, принято по схеме «квадратный метр за квадратный метр». На это выделили более 9 млрд рублей. Такого не бывает при обычных ЧС и в законодательстве подобной меры не оговорено. Стоимость «квадрата» общей площади жилья в сёлах явно ниже (даже без учёта качества жилья), чем в Белгороде и Белгородском районе, где чаще всего получают квартиры и дома жители приграничья.

Также часть работ власти выполняют именно за счёт частных средств, так как закон очень ограничивает чиновников в тратах, в том числе и на компенсации и ремонт. Например, оперативный ремонт жилья нельзя сделать без экспертизы, тендера. Однако если использовать частные средства, процедуру можно существенно ускорить, что и позволило в Белгородской области проводить ремонт в сжатые сроки.

Восстановление автомобилей и компенсации за них, которые сейчас есть в регионе, также не описаны в законодательстве. Стандартные компенсации при ЧС могли бы быть в десятки и сотни раз ниже реальной стоимости авто. 

Несмотря на то, что в законодательстве нет никаких положений о смягчении кредитных условий, белгородцы с середины 2023 года отправили в банки более 12 тыс. заявлений и по 10,5 тыс. из них приняли положительные решения. Для 27 погибших кредитные организации списали долги. Всё это говорит о том, что реальные меры поддержки формируются вне зависимости от введённого на территории режима. 

Сергей Шевченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×