«Паника – плохой товарищ». Как белгородских учителей обучают действиям при ЧС
«БелПресса» побывала на практических занятиях по безопасности в Терновской средней школе
-
Статья
-
Статья
В Белгородской области заканчивается обучение первого потока педагогов по программе, формирующей знания и навыки поведения в чрезвычайных ситуациях. 18 октября практические занятия прошли в четырёх учреждениях Яковлевского округа.
Всё под рукой
В августе, когда решили возвращать очное обучение, специалисты Белгородского института развития образования (БелИРО) разработали программу, по которой педагоги смогут эффективно учить детей правилам безопасного поведения. Она рассчитана на 32 часа и состоит из четырёх тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации», «Опасности военного характера», «Опасности террористических актов в образовательных организациях» и «Оказание первой помощи».
Большую часть программы ученики осваивают в дистанционном формате по материалам, выложенным на платформе БелИРО. Но дополнительно предусмотрены ещё и практические занятия по каждой теме.
«Сейчас мы заканчиваем обучение первого потока, куда вошли слушатели из 12 приграничных районов. Это 13 900 педагогов разных уровней образования. С 27 октября в Старом Осколе начнётся вторая волна. Планируем обучить ещё 15 тыс. человек», – рассказывает старший методист кафедры допобразования и воспитательных технологий БелИРО Ирина Доронина.
Сначала для педагогов провели теоретическое занятие, где напомнили об использовании дневника безопасности учителя и материалов, доступных на платформе БелИРО. Тематическое планирование, алгоритмы действий, видеоролики и материалы для проведения контроля знаний выкладывают каждый месяц.
Освежить знания
После разбора теории слушатели распределяются на три группы. Первая начинает отрабатывать алгоритмы поведения при ЧС, а также при возникновении военных опасностей.
Занятие ведёт воспитатель кадетского класса Гостищевской школы Василий Суворов. Он готовит ребят по направлению «МЧС» и о чрезвычайных ситуациях может рассказать многое. Василий привёз с собой огнетушитель, противогаз, пожарно-спасательный комплект «Шанс» и многое другое. С объяснения правил безопасности в быту он переходит на более серьёзные ситуации, например, касающиеся поведения при завале.
«Когда зрение привыкнет к темноте, надо оглядеться, нащупать камушек или ещё что‑то и начать подавать звуковые сигналы, чередуя их с голосовыми. В такой ситуации паника – плохой товарищ. Чуть неправильно повернётесь, и плита, которая может держаться на камушке, придавит вас. Поэтому не пытайтесь высвободиться самостоятельно, без помощи спасателей», – наставляет Суворов.
В другом кабинете идёт отработка навыков первой помощи. Педагоги вспоминают порядок действий при переломах и кровотечениях, пробуют накладывать жгуты, шины, повязки, проводят сердечно-лёгочную реанимацию на манекенах.
«У меня хоть и есть медицинское образование (была сестрой запаса), но освежить знания, вспомнить анатомию – это никогда не будет лишним, – замечает учитель истории Кривцовской средней школы Ольга Торянская. – Полезно послушать и алгоритмы действий в чрезвычайных ситуациях. Сейчас мы спокойны, а вот если что‑то случится, будет волнение. И тогда чёткость и слаженность действий очень пригодятся. У нас в школе постоянно проходят инструктажи и занятия по безопасности. Чтобы научиться делать всё быстро, надо постоянно тренироваться».
Чёткие алгоритмы
Третья группа тем временем занимается с преподавателем ОБЖ Русланом Татуковым. В Терновской школе он работает с сентября, а до этого 22 года трудился в пожарно-спасательной службе региона, возглавлял отделение аварийно-спасательных работ.
«Сегодня я рассказываю о действиях при угрозе проникновения в здание террориста, а также при обнаружении взрывоопасного предмета. Даю чёткий алгоритм, чтобы педагоги в случае подобной ситуации смогли руководить подопечными. Минимум три раза в неделю у нас в школе проходят практические тренировки, прорабатываем ситуации, которые могут возникнуть с учётом приграничного положения. Отрабатываем путь в убежище при обстреле и на улицу – при пожаре, баррикадирование внутри класса в случае проникновения террориста», – рассказывает Татуков.
Простая и понятная подача информации педагогам по душе. Воспитатель Гостищевского детского сада Маргарита Нечитайленко считает, что практическая отработка навыков поможет не растеряться и на работе, и дома.
«Повторили, кому звонить и что делать при обнаружении взрывоопасного предмета. Интересно было узнать, каким образом эффективно забаррикадироваться, используя подручные средства. Это для меня была новая и очень полезная информация. Мы, конечно, в садике с детьми тоже тренируемся ходить в убежище. Рассказываем, что это игра, потому что они по‑разному могут реагировать. Но мы беседуем с ними каждый день и родители тоже. Дети понимают, что всё сейчас непросто, входят в ситуацию. Нравятся и материалы, подготовленные сотрудниками БелИРО – читаем, смотрим, делимся роликами с родителями в мессенджерах», – говорит Маргарита.
Всего 18 октября на четырёх площадках в Яковлевском округе обучили 900 педагогов из детских садов, школ и организаций дополнительного образования.
Анна Черкашина