40 тысяч за искорку. Где белгородцу жарить шашлыки, когда везде нельзя, но очень хочется
В Белгородской области опять продлили особый противопожарный режим, предполагающий ряд ограничений
-
Статья
-
Статья
Вместе с департаментом лесного хозяйства и управлением по развитию туризма «Белгородские известия» разбирались, что эти ограничения означают.
Объясните, что это значит
— У обычного человека фраза «ограничено пребывание граждан в лесах» вызывает много вопросов: нельзя стоять в лесу с палатками, ходить по грибы и вообще туда заходить? Что подразумевают ограничения? – спрашиваю начальника отдела охраны и защиты лесного фонда департамента лесного хозяйства Вячеслава Яковчука.
— Ограничение пребывания граждан не означает категорического запрета. Это временная мера, прописанная в постановлении. Она определяет перечень ограничений на период противопожарного режима: въезд транспортных средств, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, лесосечных работ, разведение костров, временно запрещены работы, связанные с применением открытого огня, машин и механизмов. Граждане имеют право посещать леса, но с соблюдением норм и требований. Там можно гулять, грибы собирать, главное – не разводить никаких костров.
— А пользоваться туристической газовой горелкой или мангалом?
— Костровище, газовая горелка, мангал, жаровня – всё это источники открытого огня, а в лесу его быть не должно. Та же газовая горелка: расслабились, забылись, случайно толкнули её – дальнейшее понятно. Даже одна спичка – это открытый огонь, пожар может спровоцировать не затушенная кем‑то сигарета.
— В леса можно приходить только с бутербродами? А как же шашлыки?
— Есть места, расположенные вне границ лесного фонда. Как их определить – многие леса, особенно хвойные, окаймлены минерализованной полосой, т. е. опаханы по периметру или пройдены бороной. Вот за минполосой, вне урочища, можно разводить костёр, но тоже с соблюдением противопожарных правил. Травяные палы тоже быстро развиваются и распространяются на большие территории, больше 90 % возгораний в лесах как раз из‑за таких палов на огородах. Минполоса достаточно эффективна против них.
Есть турбазы с беседками, специально оборудованными для разведения костров. Мы каждый год организовываем специальные места отдыха, где можно разводить костры, там есть и мешок для мусора. Всего их по области около 270, перечень есть в каждом лесничестве.
Но, к сожалению, культура отдыхающих такова, что у многих инспекторов утро начинается с такой «зарядки», когда они приезжают и убирают чужой мусор.
— Постановление правительства Белгородской области от 25 апреля 2022 года № 244-пп с ограничениями касается только земель лесного фонда или вообще всех лесов и посадок? И как определить, где какая территория?
— В постановлении указано, что ограничения касаются земель лесного фонда и тех, которые к нему не относятся, но находятся в ведении Белгородской области. Ограничение имеет свою силу на все категории земель, поэтому штраф можно получить везде, ведь огонь не выбирает и деревья горят одинаково.
Поэтому посадка за дачей, лиственный лес в Дубовом, сосновые леса и рощи по берегам Северского Донца – всё это территории, на которые распространяются ограничения.
В этом году планку штрафов для граждан подняли в 10 раз, и минимальный штраф теперь от 40 до 50 тыс. рублей на одного человека. По Белгородской области сейчас 30 административных производств. Процесс небыстрый: 30 дней даётся на рассмотрение и столько же – на обжалование.
Не знал, не видел, не понял
Вряд ли люди специально провоцируют ситуацию, разводя костры. Скорее, совершают привычные действия, не осознавая, что рискуют оказаться нарушителями. Рассмотрим самые банальные примеры.
Поехали на машине на море, устали, заехали в тень под деревья, достали туристическую горелку, решили согреть чая.
«Если газовой горелкой пользуются под кронами деревьев – однозначное нарушение, –
говорит Вячеслав Яковчук. – Если заехали на автомобиле в лес, то тоже может быть нарушение запрета на въезд. Штрафы тут не такие суровые и составляют от 1 до 2 тыс. рублей на владельца автомобиля. Чтобы не портить настроение, останавливайтесь на стоянках, в карманах и желательно вне лесных насаждений».
Гуляли по дачному массиву, вышли в рощу на окраине, решили посидеть у костерка.
«Однозначный штраф – тут прямое нарушение правил пожарной безопасности в лесу».
Пошли в поход, остановились в лесу на ночёвку, разбили лагерь, развели костёр, предварительно оборудовав костровище.
«Нарушили. Не важно, оборудовали костровище или нет. Мы как‑то патрулировали территорию в районе урочища Две Реки, где хвойный лес и высокая сухая трава, я боковым зрением заметил дымок. Проехали мимо, а на обратном пути решили всё же проверить. Оказалось, я увидел дым в сам момент розжига. Ребята поставили палатки и собирались ночевать, ничего они не оборудовали, и тогда могло произойти самое страшное, они бы не успели даже выбраться из палаток».
Группа туристов пришла в лес с палатками, культурно отдохнула, наварила еды на горелке, убрала за собой мусор.
«Есть горелка – есть и нарушение. Кстати, о мусоре: есть статья о нарушении правил санитарной безопасности, а Рослесхоз рекомендует, и это легитимно, за оставленный мусор привлекать по статье о нарушении правил пожарной безопасности».
Большой компанией выехали на машинах к водоёму в Безлюдовке, развели костёр, жарили шашлыки, машины поставили под деревья.
«Если там нет лесного фонда, то нарушения нет, если есть – грозит штраф. Как это определить отдыхающим – никак. Надо смотреть по карте. Мы патрулируем прежде всего свои участки. У каждого инспектора в телефоне или планшете есть карты с обозначениями наших лесных кварталов. Вокруг названного водоёма есть участки: и относящиеся к лесному фонду, и не относящиеся. Инспектор по карте определяет геопозицию машины – на какой территории она стоит. И это один из инструментов, есть ещё свои навигаторы с предзагруженными картами, они снимают координаты и собирают доказательную базу».
Да, развели костёр, но тут не было аншлага или шлагбаума, за что штраф?
«Невозможно поставить аншлаги и шлагбаумы везде. Периметр одного урочища может быть несколько десятков километров. Ставим шлагбаумы, развешиваем оповещения – всё сбивают, срывают, но незнание не освобождает от ответственности».
А как же «Грильфест» в сосновом лесу?
«Там место оборудованное, есть постоянные сотрудники, которые наблюдают за пожарной ситуацией, инструменты. На фестивале дежурили семь пожарных расчётов и муниципальная стража. Но всё же, на мой взгляд, проводить фаер-шоу в хвойном насаждении – это провоцировать ситуацию. Хорошо, что всё прошло благополучно».
Какие такие туристы?!
Как же развивать пешеходный туризм с такой строгой законодательной базой, когда почти под каждым деревом рискуешь попасть в категорию нарушителей?
В регионах Кавказа и в Крыму по горам и в лесах ходят тысячи людей. Им помогают официальные тропы, отмеченные не только на картах, но и на местности, с оборудованными стоянками, где можно разводить костры и оставить мусор в баках. А что есть в Белгородской области? Об этом редакция спросила специалистов из регионального Центра туризма и гостеприимства.
— Рассматривает ли управление туризма развитие трекингового туризма и кто в таком случае мог бы обустроить маршруты?
— Белгородские туроператоры по желанию туристов организуют походы. Они взаимодействуют с лесниками, которые проводят инструкторские сборы и обучают технике безопасности во время пребывания в лесах. Обустройство маршрутов возможно, ведь ничего особенного для этого не нужно, и туроператоры области могли бы это осуществить, что частично некоторые и делают, но трекинговый туризм не пользуется спросом.
— Нарушают ли туристы закон, проходя по лесам, останавливаясь там на ночлег? Где можно устраивать привалы с палатками и кострами, а где только с газовыми горелками?
— В лесу можно ездить на велосипедах, ходить пешком, но запрещено передвигаться на машинах. Это регламентирует постановление правительства Белгородской области от 6 сентября 2016 года № 457 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах». Надо чётко понимать, как правильно это делать, и соблюдать элементарную технику безопасности. Кроме того, существуют мангалы и прочее специальное оборудование. Если это всё соблюдать и за собой убирать, то проблем не будет.
— Есть ли в нашей области такие территории, куда туристам заходить категорически запрещено?
— Туристам категорически запрещено самостоятельно заходить на территорию заповедников и заповедных зон. В нашем регионе у заповедника «Белогорье» пять таких участков: «Лес на Ворскле» и «Острасьевы яры» в Борисовском районе, «Ямская степь» и «Лысые горы» в Губкинском округе и «Стенки-Изгорья» – в Новооскольском округе. В состав заповедника входит также природный парк «Ровеньский» областного подчинения.
Чтобы попасть туда, нужно получить разрешение у администрации заповедника и пройти организованной экскурсией. В «Белогорье» есть пять пеших экскурсионных маршрутов для группы до 20 человек. Записывайтесь заранее и наслаждайтесь природными красотами.
Ирина Дудка