«Не твоё – не бери». Для белгородских подростков провели лекции о минной опасности
Полезную информацию послушала и «БелПресса»
-
Статья
-
Статья
2 декабря представители Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям провели лекции на тему «Минно-взрывная опасность» в БГТУ имени Шухова и в Центре образования № 15 «Луч».
Взрывоопасная проблема
Информация о том, как вести себя, если нашёл взрывоопасный предмет, встречается белгородцам в салонах автобусов, местных телеграм-каналах, о правилах поведения в такой ситуации постоянно напоминает губернатор. Тем не менее трагические случаи не становятся редкостью. И в особенности уязвимыми при встрече с миной становятся дети.
Поэтому к белгородским подросткам с лекцией о минно-взрывной опасности приехал замдиректора Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Сергей Цапенко.
Своё выступление он иллюстрировал наглядными примерами.
«Вы должны понимать порядок действий и поведения рядом со взрывоопасными веществами. Уверен, каждый из вас уже неоднократно об этом слышал, тем не менее взрослые и дети продолжают попадать в подобные ловушки», – отметил лектор.
Осторожно: мины
Ребята узнали, в чём заключается общий принцип действия мин, на какие основные виды они подразделяются и как нужно себя вести при их обнаружении.
«Мины предназначены для поражения живой силы и боевой техники противника, – добавил Цапенко. – А также для разрушения дорог и зданий».
Лектор обратил внимание детей на такой разновидности противопехотных мин, как фугасные и осколочные и на самодельные взрывные устройства, которых сейчас становится всё больше. В доступной форме он объяснил, в чём заключаются их отличительные особенности:
«Фугасные мины часто делают в пластиковом корпусе, что очень усложняет работу сапёрам при их обнаружении. Мины наносят поражение непосредственно силой взрыва, нанося компрессионные травмы и отрывая конечности. Осколочные мины наносят осколочные проникающие ранения. Что касается самоделок, которых сейчас большое разнообразие, то их стали чаще маскировать под обычные предметы: паспорт, кошелёк, сумку, мягкую игрушку и т. д.».
Для обозначения заминированного пространства существует знак «Осторожно: мины» или «Стоп! Мины!» . Но таких знаков недостаточно, чтобы оградить большую территорию, поэтому используют подручные средства: палки, камни, ленту и т. п.
К сожалению, распознать взрывоопасный предмет сразу получается не всегда: часто он неприметен или спрятан. Именно поэтому не менее важно научиться определять небезопасную местность, где могут быть разбросаны боеприпасы.
Есть несколько признаков такой местности:
• вощёная упаковка, используемая для хранения мин, или деревянные, пластиковые либо металлические контейнеры военного вида;
• брошенные автомобили, оборудование, осколки снарядов или куски металла, которые выглядят как результат взрыва;
• на земеле может быть видна проволока, нарушена почва и растительность, например, видны незначительные впадины, проплешины в траве.
Лектор обратил внимание ребят и на то, что важно понимать, что мины, разбросанные по области, после окончания боевых действий полностью исчезнут нескоро:
«На это уйдёт как минимум 10 лет, поэтому так важно сохранять бдительность и быть осторожным, чтобы обезопасить себя от попадания в страшную ловушку».
Что делать, если нашёл взрывоопасный предмет
«Ни в коем случае не касайтесь неизвестных устройств, не передвигайте, не закапывайте, не бросайте в воду, не ударяйте по ним, не надо накрывать и тем более заносить в помещение никаких боевых находок, какими бы безопасными они вам ни казались, – указал Сергей Цапенко. – Этим вы подвергнете опасности себя и окружающих и усложните работу сапёрам».
На последовавший от ребят вопрос «Что же тогда делать?» у представителей Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям ответ был готов.
При обнаружении подозрительного предмета нужно:
• остановиться,
• осмотреться,
• не торопиться и не паниковать,
• запомнить местность,
• выйти тем же путём, которым пришли,
• внимательно осмотреть место, куда собираешься наступить,
• оказавшись в безопасном месте, сообщить МЧС или по номеру 112.
За год работы волонтёры пересмотрели все существующие методические материалы, брошюры и памятки. Мониторинг и анализ имеющейся информации помог им выстроить для детей свой алгоритм действий при обнаружении взрывоопасных устройств.
Главное правило, сформулированное международным минным центром, – любой предмет неестественного происхождения является потенциально опасным.
Совет от сапёров
С мероприятия ребята ушли не с пустыми руками. Волонтёры подготовили школьникам и студентам подарки: раскраски, комиксы, брошюры и плакаты, дублирующие информацию материалов лекции.
При работе с детьми и подростками подобный интерактив очень важен, особенно при донесении столь злободневной и важной для сохранения жизни темы: он вовлекает и помогает сконцентрировать внимание на важных аспектах увиденного и услышанного.
Сергей Цапенко подытожил лекцию комментарием сапёров:
«Все они сошлись на одном предельно простом совете: «Не твоё – не бери».
София Сапрыкина