«Жить без ЧП». Новооскольские пожарные спасли земляка из огня
30 апреля – День пожарной охраны России
-
Статья
-
Статья
«Белгородская правда» рассказывает о спасателях Александре Белашове и Василии Нечаеве
Человек, которого вызволили из беды эти ребята, не объявился даже через полгода. Они сами узнали через больницу, что пострадавший жив-здоров. Спасатели не ждут благодарностей и говорят: «Это наша работа».
Успели, откачали
Я разговариваю с Александром Белашовым и Василием Нечаевым в их законный выходной. Мы сидим в пожарно-спасательной части № 28 Новооскольского округа, в актовом зале, где обычно проходит учёба. Сейчас тут очень тихо. И не скажешь, что ещё десять минут назад здесь прозвенел боевой вызов, кажется, так это называется на языке спасателей. Поступил звонок о минировании здания. Ребята, что были на дежурстве, вместе с руководством выехали на вызов. Прошу собеседников рассказать, как всё тогда произошло.
Ранняя прошлогодняя осень. В четыре часа утра звонок: сообщают, что из дома напротив валит дым. Соседи сказали, что в нём живёт мужчина, который его снимает.
«Приехали, зашли в дом, – вспоминает Василий Нечаев. – Увидели человека, лежащего на полу, лет 40–45. Понятно было, что он пытался выбраться на крыльцо, но надышался угарным газом, потерял сознание. Там столько дыма было – на весь дом. Расследованием причин пожара занимаются другие службы. Мы предположили, что это произошло из‑за печки. Ночи стояли холодные, жилец, наверное, подтапливал».
Белашов продолжает:
«Мы вынесли его на улицу, начали реанимировать. В бессознательном состоянии масса тела человека увеличивается. Тащить тяжело. Он килограммов 80, я – около 70. Но это стандартная ситуация, ничего сверхъестественного. Всю последовательность действий мы отрабатывали на учебных занятиях. Поэтому героями себя, конечно, не считаем.
«Откачали его, делали искусственное дыхание. Он задышал, захрипел. Мы обрадовались. Тут приехала скорая. Мы стали тушить дом, выгорело две комнаты», – добавляет Василий.
Чмокаю и убегаю
Василий пришёл на нашу встречу с крошечной дочкой Олей. Девочка сосёт соску, с интересом хлопает глазами по сторонам, но видно, что ей пора спать. Пока она не расплакалась, успеваю расспросить его о семье.
«Жена Катя учится, сегодня сдаёт экзамены. Дочку оставить не с кем, поэтому мы вместе пришли», – спасатель словно оправдывается. И улыбается малышке.
Папой Нечаев стал совсем недавно. Год назад была свадьба. Говорит, у дочери мамины глаза. С будущей женой познакомились в магазине. Катерина предложила Васе попробовать пирожки, которые сама приготовила. Ему понравились и пирожки, и сама девушка.
До свадьбы Василий успел отслужить два года в армии, получить высшее образование в «технологе» по специальности «техносферная безопасность». Таких специалистов готовят для работы на атомных электростанциях. В соседнюю область, где есть потребность в таких кадрах, ехать не решился, нашлась работа дома.
«Я год назад сюда устроился. В части сразу понравилось – обстановка дружеская. Тут все свои. Работаем сутки через трое. Прихожу с работы – дочь меня встречает. Ухожу на службу – провожает. Чмокаю её и убегаю, – и Василий мягко клюёт носом нежную розовую щёку ребёнка».
Малышке уже не до того, она устала. Василий спешно собирается домой. На ходу на руках с ребёнком он договаривает то, что хотел сказать:
«Это было моё первое спасение человека. Хочется, чтобы таких ситуаций больше никогда не случалось. Ни пожаров, ни пострадавших. Жить без ЧП».
Скоро свадьба
Мы остаёмся с Александром Белашовым. Ему 24, он из династии пожарных – отец Вячеслав Александрович ровно четверть века служит огнеборцем. Пожарным в роду был ещё его прадед. Парень заканчивает учёбу в БелГУ, последний курс «таможенного дела». Думает поступать на второе высшее, по пожарной безопасности.
Александр рассказывает, что всегда хотел связать свою жизнь с военной профессией. Армия привлекала его с детства. Белашов прошёл срочную службу в отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского, в инженерно-сапёрном батальоне (в подмосковной Балашихе).
Улыбаясь и смущаясь, Саша говорит, что у него скоро свадьба, уже назначена дата регистрации. С невестой знакомы ещё со школы. Ольга работает в информационно-аналитическом отделе администрации округа.
Слушаю и смеюсь забавным рассказам Белашова про приметы и традиции пожарных.
Так, пожарные никогда не прощаются друг с другом за руку. Они обычно говорят: «Не прощаемся». Когда меняется караул – желают друг другу «сухих рукавов».
Самые распространённые среди них такие: если пришёл на дежурство в новенькой форме или постиранной накануне – не видать тебе ни сна, ни покоя. Вызовы пойдут один за другим. Чтобы избежать этого, надо потоптать свою амуницию, будто она уже прошла боевое крещение.
Другая примета якобы придумана ленивыми бойцами. Если пожарный перед боевым дежурством почистит сапоги, то всему караулу в течение суток придётся выезжать на тушение пожаров. Также во время дежурства нельзя мыть боевой автомобиль – выездов будет много.
Потом говорим о серьёзном: сейчас, когда народ отправится на дачи, огороды, в деревни, где будет наводить порядок на грядках, у спасателей начнётся самое тяжкое время – тушение сухой травы. Эта работа может продолжаться сутками напролёт, как это происходило, например, в прошлом году.
Напоследок опять возвращаемся к тому случаю с погорельцем.
— Что произошло, если бы вы тогда испугались, не вошли в дом? Это же может случиться с каждым человеком. Вас бы уволили? – спрашиваю я.
— Наверное, нет, – Белашов чуть задумывается и продолжает: – Тогда бы я сам ушёл из МЧС.
Анна Золотарёва