«Спасибо тебе, миленький!» Как белгородский пожарный Никита Жучков людей спасает
«Белгородская правда» перелистала хронику пожаров со счастливым концом и навестила одну из семей, едва не пострадавшую от огня
-
Статья
-
Статья
Этот скромный улыбчивый парень в пожарной охране только два года, а ему самому всего 23. Однако на его счету уже несколько спасённых жизней. Дважды он не прошёл мимо чужого горя и на своих руках вынес из огня людей, которым грозила неминуемая смерть.
«Было жарко и дымно»
Морозным январским утром мы встречаемся с Никитой Жучковым возле дома № 34 на улице Красных Партизан. Это один из районов частного сектора Белгорода у подножия меловых гор. Тихая улочка скована льдом, а вокруг ни души.
В такой же безмятежной тишине и начинался здесь очередной день новогодних каникул – 8 января. Тогда в 7 утра большинство жителей наверняка спали, а кто‑то, как и семья Елены Воробьёвой, был занят утренними семейными хлопотами.
«Как‑то быстро всё случилось, и ничего не слышно было. Я утром в 6 часов выходила, всё спокойно. Потом стала готовить завтрак и услышала, как что‑то трещит на потолке. Хотели уже лезть туда, но тут заскочил молодой человек, крикнул «горите!», – женщину вновь охватывает пережитый шок, и она уже не может сдержать слёз.
Чёрный дым над крышей этого дома как раз и увидел пожарный белгородской пожарно-спасательной части № 1 Никита Жучков. В тот день у него был выходной, и он оказался рядом, на улице Калинина, по воле случая.
— Как только увидел, что горит крыша, начал стучать в двери. Выбежал сосед, впустил меня во двор. Дверь в горящее помещение оказалась открыта. Горела кухня, где стояла буржуйка. Пошёл внутрь, там было сильное задымление. Я стал искать, есть ли кто‑то внутри, в комнате обнаружил мужчину и стал его будить. Он сел, а встать уже не мог из‑за того, что надышался дымом. Я взял его под руки и стал тащить к выходу, – вспоминает Никита.
— Насколько опасно было там, внутри? – интересуюсь я.
— Было жарко и дымно, это всё, что могу сказать. После того как вывел его, ещё раз по квартире прошёлся, чтобы посмотреть, нет ли там ещё кого. А потом уже стал помогать приехавшим пожарным.
Тем временем семья Воробьёвых, включая шестилетнюю внучку, в спешке накинула одежду и выбежала на улицу.
«А если бы он не шёл мимо…»
Мы стоим возле дома, как стояли эти люди, едва не ставшие погорельцами в то злополучное утро, и Елена Воробьёва признаётся: до сих пор в ужасе от произошедшего. Дом рассчитан на четырёх хозяев, и в нём живут четыре семьи, а вот крыша у здания общая. Так что печальные последствия пожара представить нетрудно.
— Никита большой молодец, спасибо ему огромное! Всех предупредил. А сами‑то мы долго бы разбирались что к чему. Ещё минут 10, и загорелись бы: дом старый, перекрытия деревянные. Сколько дней прошло, а я в себя не могу прийти. А если бы он не шёл мимо? Когда бы это заметили… – говорит Елена Васильевна.
— Ваш сосед из категории неблагополучных? – спрашиваю я у неё.
— Да был вроде бы нормальный, потом стал в запои уходить, – вздыхает моя собеседница. – Последние четыре дня я его вообще не видела, только свет у него горел.
У нас перед глазами окно с лопнувшими от жара пламени стёклами, внутри видна копоть, а крыши местами просто нет. Где сейчас хозяин, никто не знает. Елена Воробьёва вытирает слёзы и берёт руки Никиты в свои.
«Спасибо тебе, миленький! Ведь если бы не ты, неизвестно, когда пришла бы помощь! Пусть тебе медаль дадут!» – тихо и как‑то даже ласково говорит женщина.
На искреннюю благодарность Никита застенчиво отвечает «пожалуйста» и смущённо улыбается.
«Кто, если не мы?»
Ночью 6 июня прошлого года Никита Жучков оказался возле горящего дома на Гражданском проспекте в Белгороде – тоже случайно и тоже в свой выходной.
«Увидел дым, который шёл из двора пятиэтажки. Пошёл посмотреть, а там на пятом этаже горел балкон. Задымление в разы сильнее было: пластик прогорал. Я вывел из квартиры женщину, и она сказала, что там остался сын. Я пошёл его искать, он сидел в самой дальней комнате», – рассказывает Жучков.
30-летний сын хозяйки квартиры сильно надышался дымом, ядовитые пары которого парализуют сознание в считанные секунды. Никита вынес его на лестницу, тем самым не дав окончательно задохнуться.
— Получается, что даже в свои выходные вы всё равно на боевом посту? – уточняю я.
— Конечно! Мне кажется, что спасать людей – это не профессия, а призвание, – задумчиво отвечает мой собеседник.
Стать пожарным Никита мечтал с детства. Не правда ли, удивительная мечта в нынешние времена? После школы окончил белгородский правоохранительный колледж имени Героя России Владимира Бурцева по специальности «техник-спасатель». Потом служил по контракту в воздушно-десантных войсках.
«Гордитесь собой?» – провоцирую я Никиту.
Выдержав паузу, он отвечает спокойно, но чётко, как настоящий десантник:
«Кто, если не мы?»
Елена Коржова