Как мошенники разводят белгородцев на деньги
«Белгородские известия» вместе с психологом рассказывают алгоритм действий аферистов на примере частного случая
-
Статья
-
Статья
В феврале студентке Анне позвонили из банка. Оказалось, что «третьи лица» оформили на неё три кредита, а сама девушка якобы участвует в расследовании, о котором никому нельзя говорить. Почти 5 часов «банковские сотрудники» помогали Анне спасти её кредитную историю. О том, что это был спектакль, девушка поняла, когда взяла в кредит 35 тыс. рублей и отдала их своим собеседникам.
По счастливой случайности Анне удалось записать на телефон весь разговор. «Белгородские известия» расшифровали эту трагикомедию в четырёх действиях, а психолог Валентина Гребнева объяснила, почему мошенники сыграли так убедительно.
Действующие лица
Анна – 21-летняя студентка белгородского вуза, считала (и считает) себя скептиком.
Представительница финансового отдела – задала «ряд контрольных вопросов», чтобы узнать номер карты, возраст и адрес девушки.
Ксения – «специалист» отдела кредитования, помогла оформить кредит на 70 тыс. рублей.
Ярослав – «специалист» кредитного отдела Центрального банка России, помог оформить кредиты на 35 тыс. рублей.
Владислав Евгеньевич Крылов – «руководитель» центрального отделения банка С, помог вернуть деньги «обратно на реестр банка».
Сотрудник службы безопасности банка Т – пытался предупредить о мошенниках.
Действие первое: «Произошла утечка данных»
Анна слушала музыку, когда ей позвонили. На телефоне включилась запись звонка, а вот логика, по словам девушки, отключилась.
— Анна Игоревна, здравствуйте. Я представительница финансового отдела банка С. Информирую вас о том, что 15 минут назад мы зафиксировали вход в ваш личный кабинет из другого региона и неоднократные попытки перевода денежных средств на Анастасию Самойлову. Уточните, вы карту никому не передавали?
— Нет, никому. Она у меня с собой.
— Хорошо, мы зафиксируем заявку и будем подавать запрос на блокировку вашей карты. Для того чтобы отменить неправомерные операции по вашей карте, нужно пройти систему идентификации клиента, то есть подтверждение вашей личности. Анна Игоревна, с данной системой идентификации вы знакомы?
— Э-э-э, нет.
— По регламенту нашего банка систему идентификации можно пройти либо по номеру финансового договора на клиентское обслуживание, вы его получали вместе с картой, либо же по номеру активной карты нашего банка. Получается, без паролей, ПИН-кода, кодовых слов, CVV. Напоминаю, что эту информацию мы не имеем права запрашивать. Анна Игоревна, как вам сейчас будет удобнее пройти систему идентификации клиента?
— По номеру карты.
— Хорошо. Возьмите пластиковый носитель в руки и назовите четыре блока цифр.
Девушка сказала номер карты. У неё уточнили возраст, узнали, пользуется ли она услугами других банков, «откуда могла произойти компрометация данных». Анна, конечно же, прошла идентификацию, и её перенаправили на руководителя финансового отдела, чтобы отменить перевод денег.
Психолог:
«Девушке позвонили, когда она слушала музыку. Возможно, её мозг был в состоянии альфа-ритма (релаксации, расслабленного бодрствования). Приём введения мозга в альфа-состояние с помощью лёгкой расслабляющей музыки часто используют в торговых центрах и кафе, чтобы снизить критичность мышления потребителя. Здесь девушка сама себя «подготовила» к общению с мошенниками.
Работа с несколькими «представителями банков», «специалистами» – это ещё один часто используемый мошеннический приём. С определённой возрастной категорией работают специально подготовленные люди».
Действие второе: «На вас оформили три кредита»
— Здравствуйте. Вас приветствует руководитель центрального отделения банка С Владислав Евгеньевич Крылов. Я сейчас подам заявку на страхование на бесплатной базовой основе. Если вдруг у вас в дальнейшем будут происходить неправомерные списания, банк сразу же вам сумму компенсирует. Уточните, пожалуйста, какой у вас был последний баланс?
— Ну, 557 рублей.
— Скажите, вкладами, счетами нашего банка пользуетесь?
— Нет.
— Анна Игоревна, так как источник утечки мы не определили, я сейчас буду вынужден подать запрос в Центральный банк РФ в целях проверки актуальности баланса.
— Да.
— Так, Анна Игоревна, информирую вас о том, что сегодня из вашего личного кабинета была оставлена заявка на оформление потребительского кредита. Уточните, она была оформлена вами?
— Нет.
— Я вас услышал, заявка сейчас находится на предварительном одобрении. Чтобы вы не были должником нашего банка, её нужно отменить. Необходимо сейчас иметь доступ к мобильному банку для аннуляции кредита.
Анну перевели на «специалиста» отдела кредитования Ксению.
— Смотрите, поскольку заявка, которая была на вас оформлена, находится на стадии зачисления на сторонний банковский счёт, её сейчас потребуется отменить методом отправления такой же заявки, какую ранее составляли третьи лица. Её система засчитает как ошибку, и вам придёт соответствующее СМС о том, что, собственно, кредитная заявка отклонена. Может быть такое, что вам поступит СМС об одобрении, но я, во всяком случае, вас детально проинформирую по дальнейшим действиям. А сейчас сама процедура понятна или есть по ней какие‑либо вопросы?
— Э-э-э… Скажите, как эту процедуру провести?
— Я вас сейчас буду информировать. На главной странице банка откройте, пожалуйста, вкладку «Кредиты».
Анна заполнила и отправила заявку на 70 тыс. рублей. Ксения объяснила, что, если одобрят кредит, деньги придётся перевести «обратно на реестр банка». После завершения расследования Анне якобы пришлют нотариально заверенные документы о её непричастности.
— Это Владислав Евгеньевич, здравствуйте ещё раз. Так, действительно, сейчас поступили отклики от систем банков А и Т о том, что на ваше имя оформлены кредитные карты. Вы не оформляли?
— Нет…
Психолог:
«Мошенники, чтобы войти в доверие, используют имя клиента. Чем чаще к вам обращаются по имени, тем вероятнее, что с вами разговаривают мошенники или люди, которые хотят получить от общения с вами какую‑либо выгоду. Мошенники задают множество вопросов, чтобы получить один важный для них ответ. Например, узнать возраст клиента».
Действие третье: «Банковское расследование»
«Сотрудник банка» Ярослав объяснил, что карты оформили в салоне сотовой связи.
— Смотрите, Анна Игоревна, произошла утечка ваших персональных данных. Соответственно, на вас была оформлена заявка, кредитные карты банков А и Т. Они были вам предварительно одобрены и направлены курьерской доставкой получателю в город Уфу. Имя получателя – Семёнова Анастасия Юрьевна. Как вы говорили, вам незнакома данная личность. Верно?
— Верно.
— Я вас услышал. Соответственно, вам необходимо посетить салон сотовой связи для отмены данных кредитных карт.
— Да, всё поняла.
— Хорошо, также информирую, пока остаёмся с вами непрерывно на линии, мы сохраняем полную конфиденциальность данных. Соответствующую информацию по ходу банковского расследования третьим лицам, а также друзьям, родственникам, знакомым не разглашаем. Сейчас подключена группа быстрого реагирования, по записи телефонного разговора будет заведено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», всё будет передано в правоохранительные органы. Чтобы в дальнейшем ваши знакомые, родственники не были причастны к уголовному делу, я прошу вас сохранять конфиденциальность. Вы меня услышали?
— Да.
Анна по просьбе сотрудника зарядила телефон и пошла к ближайшему салону сотовой связи. Ярослав оставался на линии.
— Я пришла.
— Хорошо. Поскольку вы утверждаете, что за последнее время нигде не оставляли ваши паспортные данные, мы подозреваем в этом некомпетентных сотрудников салона связи, которые выдают данные кредитные карты. Я прошу вас сохранять полную конфиденциальность. О том, что с вами связалась служба безопасности, вы не сообщаете. Заходите в отделение под видом обычного клиента и говорите: «Я хочу получить две карты А и Т лимитом по 60 тысяч».
— Хорошо.
— Анна Игоревна, вы большая молодец! Желаю удачи! Заходите в салон.
Там Анне объяснили, что никаких заявок и карт на её имя не оформляли. Но Ярослав, который был снова на связи, пояснил, что «карты ещё не активированы, поэтому они не фиксируются в базе». Анне нужно их забрать, активировать и перевести деньги, чтобы аннулировать кредит.
— Смотрите, Анна Игоревна, в данный салон связи мы уже не обращаемся, потому что вы скомпрометировали расследование.
Соседний салон закрылся на перерыв, поэтому Анна на полчаса зашла домой. Она вспомнила, что когда‑то оставляла свои данные в салоне сотовой связи, а в документах была указана Уфа. Поэтому история с кредитами выглядела правдоподобно.
После перерыва она оформила две кредитные карты. Одну – на 27 тыс. рублей. Не отходя от салона, девушка скачала мобильное приложение и уже собиралась перевести деньги, но забыла ПИН-код.
Психолог:
«Если фразу «Я вас услышал» повторяют часто, значит, вами пытаются манипулировать. Она принадлежит к числу слов безусловной родительской любви и принятия. Также сюда относят: «я рядом», «я тебя понимаю», «я тебя люблю». Наш «внутренний ребёнок» запомнил эти слова на всю жизнь и откликнется на них в любом возрасте. А ребёнка не так уж трудно обмануть».
Действие четвёртое: «Финита ля комедия»
Анна по просьбе Крылова дошла до терминала в торговом центре.
— Смотрите, вы снимете данную сумму и сразу же положите на счёт. И данная заявка в Т банке уберётся.
Но снять деньги Анна не могла: QR-код не читался, а банк отклонял операции.
— Скажите, пожалуйста, как так случилось, что вы ПИН-код забыли?
— Я с трёх часов на телефоне, и уже ничего не понимаю… Сначала мне банк С звонил и говорил, что на меня кредит оформили, и данные мои… Я уже совсем запуталась.
Тогда Анна решила перевести деньги через личный кабинет, но вдруг ей позвонили из службы безопасности Т банка.
— Анна Игоревна, вам поступали подозрительные звонки с просьбой перевести деньги на безопасную ячейку?
— Нет, не было такого.
— Я вас понял. Хотели вас предупредить. Если в дальнейшем вам кто‑то позвонит и вы всё‑таки захотите перевести деньги, просьба этого не делать, так как это мошенники. Надеюсь, у вас такого не было?
— Не было.
— Тогда сейчас мы вашу карту разблокируем.
Но снять деньги через терминал девушка так и не смогла. По дороге она назвала Крылову данные второй кредитной карты. Дома через личный кабинет перевела 26 тыс. рублей с первой. Кредит на 70 тыс. до сих пор оставался «на рассмотрении», и Крылов предложил созвониться в понедельник, аннулировать его.
«Анна Игоревна, вы информацию третьим лицам до понедельника не предоставляйте. Карты можете разрезать. Благодарю вас за содействие от имени Российской Федерации в борьбе с мошенниками. Финита ля комедия у нас с вами была! Отдохните до понедельника».
Психолог:
«Чтобы держать клиента на крючке, на него воздействуют по трём модальностям: на аудиальную (постоянно разговаривают), визуальную (часто повторяют «смотрите»), кинестетическую («я недопонял», «я хочу, чувствую»). Кинестетическую используют для запугивания и игры в «секретного агента» («никому о нас не говорите, никуда не ходите»)».
Эпилог: «Я бы пошла прыгать с девятого этажа»
«Я положила трубку, упала на пол и заплакала от напряжения. Сразу созвонилась с подругой и мамой. Тут‑то до меня стало доходить… Я позвонила в банк и заблокировала карты, отменила заявку на кредит 70 тысяч. Заснула только благодаря валерьянке. На следующий день я связалась с адвокатом, написала заявления в банки, чтобы отменить операции, потом поехала в полицию. Я понимала, что мошенников вряд ли найдут (позже у дела истёк срок и его приостановили – прим. ред.).
Оказалось, что льготный период по кредиту не распространяется на переводы, а страховки на случай мошенничества нет. Хорошо, что у меня лежали 40 тыс. рублей и я всё погасила, пока не накапал бешеный процент. И как только заплатила кредит, мне перезвонил Крылов. Но говорила с ним не я, а юрист».
— Здравствуйте. Анна Игоревна, как ваши дела? Как с нашей операцией?
— А вы о чём? Можете повторить?
— Вы не помните?
— А как я могу проверить, что вы сотрудник банка?
— Вы сомневаетесь? – он не сдавался и дал адрес банка, чтобы встретиться в Москве.
«Родственники больше опасались за моё психологическое состояние. Я боялась, что после этой истории в памяти останется тяжёлый отпечаток. С тобой общались ласково, как с другом, а на самом деле жёстко обманывали (и это мягко сказано).
Когда я шла брать кредиты, всё было как в тумане. Наверное, при встрече со знакомыми бы никак не отреагировала. Мне много раз звонила мама, но я сбрасывала. Тебе плевать на всех: ты ни с кем не разговариваешь, никому ничего не рассказываешь. Хотелось, чтобы от тебя просто отстали. В конце я бы просто отдала ключи от квартиры и пошла прыгать с девятого этажа.
Я слышала про мошенников, но не думала, что попадусь. В такую историю может угодить каждый. Когда я приехала платить кредит, мне рассказали, как медсестра три дня общалась с мошенниками и взяла в кредит почти 2 миллиона. Она будет выплачивать их всю свою жизнь! Мошенники звонили подруге и читали всё точь-в‑точь по сценарию. Но она знала мою историю и бросила трубку. Мне они до сих пор звонят, но я установила определитель номеров. Та ситуация меня очень отрезвила. Но надолго ли?»
Психолог:
«Каждый может стать жертвой мошенников независимо от вероисповедания, профессии, пола и возраста. Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми по телефону, не перезванивайте на незнакомые номера. Но уж если очень хочется поговорить, научитесь слушать незнакомцев активно. Сами задавайте вопросы: «Как вас зовут?», «Откуда у вас мой номер телефона?»
Почему мошенников вряд ли найдут, а деньги не вернут
По результатам опроса ВЦИОМ за последние полгода с телефонными мошенниками столкнулись больше 57 % россиян, а ущерб понесли около 9 %. В Белгородской области за это время мошенникам деньги отдали больше 2 тыс. человек.
«Мы постоянно размещаем предупреждения о мошенниках в Интернете, обходим квартиры, раздаём памятки, особенно пенсионерам. Но беда в том, что люди, которых неоднократно предупреждали, всё же попадались. Часто слышим: «Они были слишком убедительны», – говорит оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска УМВД России по Белгородской области Вадим Аксёнов. – Банки также напоминают гражданам о мошенниках, а если видят подозрительную активность в личном кабинете, могут заморозить карту».
По мнению Аксёнова, сложность – в цифровой безграмотности горожан и незнании основных правил работы банков, способов списания денег. Кто‑то из пострадавших несёт ущерб в несколько тыс. рублей, а кто‑то теряет миллионы, и нередко эти суммы берут в кредит.
«Главная сложность в поиске мошенников – транснациональность. Достаточное количество краж совершается с территории других государств. Многое зависит от способа. Например, «сотрудники банка» – это целая организованная группа. Если смотреть на задержания, которые были, такие мошенники работают в кол-центрах: среднее помещение, столы, сотовые телефоны и телефоны по аналогу домашнего. Нажал кнопку, и вызов переключают на другого сотрудника, – рассказывает оперуполномоченный. – Один из них может быть «сотрудником службы безопасности», другой – «менеджером», третий – «сотрудником правоохранительных органов». Одни отвечают за вывод денег: в их руках находятся банковские карты, на которые зачисляются средства. Другие люди только звонят. Деньги передаются по цепочке и попадают к организаторам. Поэтому номеров, с которых звонили мошенники, много».
Как отличить мошенника от сотрудника банка
Давление на потенциального инвестора и срочность выполнения операции. Реальный сотрудник банка никогда не потребует вложить или перевести куда‑то средства, а пригласит вас в отделение для встречи со специалистом.
Секретная операция. Если проводятся следственные действия либо оперативно-разыскные мероприятия, сотрудники не будут говорить с вами по телефону, а вызовут в отдел.
Жаргонизмы. Мошенники пытаются копировать манеру общения реальных банковских сотрудников: обращаются по имени и отчеству, чтобы расположить к себе, оперируют терминами и видоизменёнными словами, которые вы можете не знать. Сленг зависит от способа мошенничества.
Мошенники читают подготовленный текст, поэтому, если перестроить разговор, могут сбиться и запнуться.
Если поступает звонок с номера, похожего на банковский, – сбросьте. Информацию уточняйте по номеру, указанному на обороте вашей карты.
Банковские сотрудники не будут спрашивать ПИН-код, CVV-код, номера банковского договора и даже карты. У них есть вся необходимая информация.
Если вам позвонили из инвестиционной компании, уточните название и проверьте информацию на сайте Центробанка РФ. Там указан перечень всех инвестиционных компаний. Он постоянно обновляется.
Что делать, если вы стали жертвой мошенников
Позвоните в банк и отмените операцию. Возможно, успеют заблокировать перевод денег.
Если деньги со счёта сняли без вашего ведома – напишите претензию в банк.
Обратитесь в полицию.
Валерия Солошенко