В 2020-м белгородцы перевели мошенникам 314 млн рублей
-
Новость
-
Новость
Всего в прошлом году зарегистрировали 4 359 киберпреступлений.
Об этом «БелПрессе» рассказал врио начальника УМВД России по Белгородской области Валерий Медведев.
«Сейчас стало особенно ясно, что именно такие преступления – главная угроза имущественной безопасности граждан, – отметил полковник полиции. – Если при стандартных преступлениях, таких как грабежи, кражи из помещений или сумок, ущерб, как правило, составляет несколько тысяч, максимум десятков тысяч рублей, то при дистанционных преступлениях ущерб для граждан исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами рублей».
В Белгородской области в 2017-м зафиксировали 1 234 финансовых преступления, в 2018-м – 1 757, в 2019-м –2 883, а в 2020-м – уже 4 359 мошенничеств с использованием современных технологий. Растёт не только число преступлений, но и сумма, которую люди переводят мошенникам. В 2020 году она составила 314 млн рублей.
Медведев отметил, что люди часто берут огромные кредиты, чтобы перевести деньги мошенникам:
«И если раньше это были люди пожилого возраста, то сейчас – всех возрастов. Но самое неприятное – как минимум половина пострадавших слышали о мошенниках, но всё равно поверили неизвестным».
Валерий Медведев рассказал, что основной массив дистанционных мошенничеств сейчас делится на три большие группы: это звонки от якобы сотрудников банка либо правоохранителей, звонки с подменных номеров и хищение денег при якобы оплате каких‑то услуг или товаров на разных сайтах.
«Представляясь сотрудниками полиции, мошенники просят произвести какие‑то финансовые операции, – рассказал Медведев. – Люди, перечисляя мошенникам деньги, ещё и думают, что помогают правоохранительным органам».
Валерий Витальевич предупреждает: полицейские никогда не требуют перевести деньги для оперативных мероприятий, и советует в любых непонятных случаях, кто бы ни позвонил: якобы сотрудник банка, сотрудник правоохранительных органов либо кто‑то ещё, универсальный способ уберечься – сразу же положить трубку и самому перезвонить в дежурную часть либо в свой банк.
Не следует также перезванивать на незнакомые номера, если звонок был быстро сброшен.
Чтобы защитить своих абонентов от телефонных мошенников, некоторые сотовые компании начали сотрудничать с банками.
«В начале 2020 года совместно с другими операторами мы разработали универсальное техническое решение, которое в режиме реального времени уведомляет банк о том, что его клиенту поступает мошеннический вызов, и банк в свою очередь может дополнительно проверить или даже приостановить операцию до выяснения всех обстоятельств с клиентом», – рассказал директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов в МегаФоне Сергей Хренов.
По его словам, также для борьбы с мошенничеством МегаФон предоставляет абонентам ряд опций. Например, бесплатную услугу «Определитель номера».
«Теперь сервис не только даёт возможность узнавать, кто вам звонит, но и на основе собственной аналитики и пользовательских обращений позволяет блокировать подозрительные звонки. Это и массовый спам, и автоматические обзвоны, телефонные DDoS-атаки, звонки со сбросом вызова, звонки от мошенников и так далее».
Сейчас МегаФон блокирует более 10 млн таких звонков еженедельно, до 500 тыс. из них – мошеннического характера, подчеркнул Сергей Хренов.
Согласно опросу ЦБ, в 2020 году около 48 % россиян столкнулись с банковскими мошенничествами. Часто аферисты использовали для обмана тему коронавируса. Например, предлагали тестирование на COVID-19 или сообщали о штрафах за нарушение самоизоляции. Ещё одним популярным предлогом для обмана послужили инвестиции: злоумышленники завлекали на фишинговые сайты, где обещали за деньги рассказать о том, куда и как выгодно вложить деньги.
По данным Генпрокуратуры, каждое четвёртое зарегистрированное в 2020 году преступление было совершено с использованием IT-технологий или в сфере компьютерной информации – 510,4 тыс.(+73,4 %). А за последние пять лет число таких преступлений увеличилось более чем в 11 раз.