Когда все доводы исчерпаны, или Как работает снайпер
«Белгородская правда» узнала об этом у сотрудника СОБРа Управления Росгвардии России по Белгородской области
-
Статья
-
Статья
Его зовут Евгений. Фамилию его мы назвать не можем: личные данные снайпера являются специально охраняемой законом тайной. Евгений рассказал, как нужно прятаться и стрелять, выполняя боевое задание, на какое расстояние бьёт снайперская винтовка и для чего снайперу второй номер.
До километра
«У меня на вооружении две снайперские винтовки. Основная – СВ-98 – мощная винтовка калибра 7,62 мм. Пустая, она весит 6,5 кг. Когда устанавливаешь на неё оптический прицел, насадку для ночной стрельбы, магазин с патронами и прочий обвес, масса винтовки может составлять больше 10 кг. Именно потому она снабжена сошками (специальные ножки-подставки – прим. авт.). Эффективная дальность стрельбы у неё – до 1 км. Винтовка эта надёжная, но громкая даже с насадкой для бесшумной и беспламенной стрельбы.
Потому есть и вторая винтовка – ВСК-94. Для стрельбы из неё предназначены специальные дозвуковые патроны, которые в комплексе с глушителем делают её практически бесшумной. При выстреле из этой винтовки почти не видно пламени – идеальное оружие для скрытного поражения цели. Пришёл, отработал и бесшумно ушёл. Правда, дальность эффективной стрельбы у неё намного меньше – до 400 м. Но в городских условиях больше и не нужно».
Зачем шумогаситель
«Знаете, почему на поле боя все стараются вычислить снайпера? Потому что он сразу работает по руководящему составу и огневым точкам – пулемётчикам, гранатомётчикам. И когда противник понимает, что его прицельно уничтожают, сразу ищет того, кто это делает. У снайперской винтовки выстрел громче автоматного. Вот по громкости и ищут. Боевики зачастую подготовленные. Сразу вычисляют и начинают по снайперу отрабатывать. А вот с пламе- и шумогасителем винтовка выдаёт выстрел даже тише автоматного. И в треске очередей автоматического оружия выделить одиночные выстрелы снайпера просто нереально».
Тренировка для снайпера
«Моя должность в отряде – старший оперуполномоченный, специализация – снайпер. По сути, я и в обычных выездах и задержаниях участвую. Потому подготовка такая же, как у всех. Нам физическая сила и выносливость нужны. Иногда до места выполнения задачи и 10, и 20 км нужно пешком топать. И не всегда по ровной местности – бывает и по горам, причём со всем снаряжением и амуницией. Ну и плюс дополнительно мы делаем статические упражнения, которые необходимы для снайпера. Я планку (статическое упражнение в упоре на локтях – прим. авт.) 10 минут держу. Это нужно как раз для того, чтобы мышцы были в тонусе.
Кроме физической формы, для снайпера очень важна стрелковая подготовка. Чтобы стать снайпером, нужны годы тренировок. Тренироваться нужно постоянно. Даже когда нет возможности стрелять по мишеням (в тех же командировках на Северном Кавказе), нужно хотя бы «холостить». Берёшь винтовку, ложишься, мишень себе обозначил, определил дистанцию и отрабатываешь «лёжку»: на мишень наводишь, держишь и имитируешь выстрел».
Из гуманных соображений
«Я вам сейчас небольшой секрет открою: снайпер легко может уничтожить преступника, взявшего заложников. Все эти легенды о том, что преступник успеет выстрелить либо ударить ножом, – сказки для кино. Если пуля попадёт в определённую часть тела преступника, того парализует, и он даже пальцем не пошевелит. Нервные окончания блокируют всю нервную систему. А попасть в нужное место в городских условиях с расстояния от 50 до 300 м – для любого снайпера задача совсем несложная. Потому преступника не убивают сразу только из гуманных соображений. Из‑за того, что до последнего пытаются спасти жизнь ему самому. К примеру, в Белгороде несколько раз за последние годы брали заложников – то сотрудника коммерческой организации, то таксиста, то ещё кого‑то. Поверьте: все эти преступники живы только потому, что у снайпера не было приказа открывать огонь на поражение».
Тренировка для глаз
«В «лёжке» тело затекает сильно, в первую очередь спина и шея. Потом оно привыкает. Я, к примеру, в неподвижном состоянии несколько часов могу пролежать. А вот для глаз тяжело: всё время всматриваешься. Поэтому есть у нас специальная тренировка для глаз. Влево-вправо смотришь, двигаешь глазное яблоко по часовой и против часовой стрелки. Переключение внимания – когда смотришь на предмет рядом с собой, а потом на далёкую точку. И так несколько раз подряд».
Психология
«Но самое главное – это психологическая подготовка. Нужно уметь ждать, терпеть, даже когда кажется, что сил не осталось. Можно просидеть в укрытии не один час и даже не один день. И ты не должен себя обозначить. Морально неустойчивый человек начинает ёрзать и выдаст себя. В лучшем случае провалит задание. В худшем – потеряет жизнь и подставит своих товарищей.
Ну и нужно понимать, что снайпер в первую очередь стреляет по объекту на поражение. Пусть объект и является преступником, бандитом, врагом: нужно быть психологически готовым применить оружие против живого человека».
Дрожишь, но лежишь
«С собой на задание мы берём боекомплект. При этом патроны всегда выбираешь одной серии. Отстреливаешь их, чтобы понять, как они будут себя вести. Привыкаешь к ним. И потом пользуешься только этой серией.
Мы берём маскхалат, еду, воду. Даже в однодневный выход захватываем с собой спальник и коврик-пенку. Всё может затянуться, и придётся провести в поле несколько дней. Хуже всего зимой. Холодно очень. Хотя мы надеваем и термобельё, и флис, и тёплую одежду. Но когда неподвижно лежишь, это не спасает. Потому, бывает, колотит всего, но лежишь и терпишь. Мышцы напрягаешь, расслабляешь, стараешься как‑то кровь разгонять. Из еды максимум шоколадный батончик в кармашек на рукаве положишь, чтобы подкрепиться незаметно, не шевелясь. Но сутки можно и без еды обойтись».
Снайпер сам выбирает позицию
«Мы годами учимся правильно оценивать дистанцию. Делать поправки на ветер, на атмосферное давление, на влажность воздуха. По неподвижному объекту стрелять – одно дело, а по движущейся цели – совсем другое. И скорость надо определить. И упреждение выставить. Много нюансов. К примеру, чтобы понимать скорость ветра в том месте, где будет объект, хорошо бы повесить ленточку. Но такое, увы, не всегда возможно. Многое зависит даже от времени года. Зимой пуля летит так, а летом – по‑другому. Первый выстрел на «холодный ствол» тоже отличается. И тебе надо понимать, как себя ведёт винтовка.
В подразделении снайпер – это единица очень самостоятельная. Как правило, ты сам выбираешь позицию. Определяешь, какой сектор сможешь контролировать. Снайпер – это своего рода гроссмейстер, которому за доли секунды надо в голове сделать кучу расчётов и решить всё одним точным выстрелом».
Зачем нужен второй номер
«Со снайпером зачастую работает напарник, которого называют вторым номером. Он помогает определять дистанцию, корректировать огонь. Есть военизированный спецназ, ГРУ, ФСБ – там у второго номера целые комплексы, баллистические калькуляторы. Специальные приборы, определяющие скорость объекта, влажность воздуха и другое. Нашему подразделению такого не нужно ни здесь, ни на Северном Кавказе. Обходимся более простыми приборами. Ну и прикрывает второй номер: снайпер практически беззащитен, когда в засаде сосредоточен на цели».
Последний довод
«У меня уже семь командировок на Северный Кавказ. Хотя и здесь у нас работы хватает. Что‑то случилось, и ты с винтовкой в руках мчишь, выбираешь позицию. Ложишься. Успокаиваешься. Контролируешь дыхание. И понимаешь, что твой выстрел – это самый последний довод, когда все другие уже исчерпаны».
Записал Алексей Стопичев