С молитвой и любовью. В Белгороде храм объединил волонтёров, помогающих военным
О помощи, которую оказывает российским воинам Сергиевский казачий храм, «Белгородской правде» рассказал читатель
-
Статья
-
Статья
Из письма Григория Яловеца редакция узнала о месте, которое объединило сотни людей – прихожан, казаков, волонтёров. Журналисты решили отправиться туда и увидеть всё своими глазами.
Вот оно – единство
«4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери, после богослужения настоятель Сергиевского храма протоиерей Василий Сергиенко рассказал о том, что этой иконе молились ополченцы Минина и Пожарского, которые освободили Москву от поляков. Затем батюшка зачитал письмо с благодарностью от Дальневосточной группы, командированной для защиты белгородских рубежей. Отец Василий поднял глаза, посмотрел на прихожан и сказал: «Сегодня важный государственный праздник – День народного единства. Вот оно – единство нашего многонационального государства. Наша церковь по призыву Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна совместно с вами на ваши пожертвования приобрела и отправила нашим защитникам прицелы ночного видения, квадрокоптеры, коллиматоры, обмундирование, обувь, тёплые носки, связанные руками наших женщин, медикаменты, бинокли, тактические наушники, перчатки, дождевики, и буквально несколько дней назад мы отвезли воинам купленный УАЗ», – пишет в письме Григорий Яловец.
Отец Василий отмечает, что Российская армия обеспечена всем необходимым, но помощь, которая направляется волонтёрами, никогда не бывает лишней.
С первых дней спецоперации люди стали собирать и передавать необходимые вещи и продукты для бойцов по своему усмотрению. Через некоторое время удалось наладить контакты с военнослужащими, отвечающими за обеспечение тыла. После этого начались системные и целенаправленные сборы. Закупается и передаётся то, что нужно в первую очередь.
Было время, когда помощь требовалась и вынужденным переселенцам с Украины – их тоже не оставляли в беде. Когда ситуация немного стабилизировалась, вернулись к сборам для военных.
«Если собрать всё то, что мы отправляли с первых дней СВО, то даже не представляю, сколько складов можно заполнить. И это только наш храм – одна сотая часть масштабной помощи, которая организована владыкой Иоанном в Белгородской митрополии», – говорит отец Василий.
Собранные вещи часто забирают военные, но нередко батюшке приходилось везти груз «за ленточку» и самому:
«Перед поездкой выставляю объявление в соцсетях. Обращаюсь: «Братья и сёстры, вот это нужно закупить». И начинают поступать средства. По 100 рублей, по 150, по 500… Некоторые по 1 000 присылают. И постепенно набирается нужная сумма. Заказали вот недавно зимние сапоги, баллончики газовые, шапочки тёплые».
Успели подружиться
Уже больше года в цокольном этаже храма волонтёрская группа «Белгородские кружевницы» плетёт маскировочные сети. Организовала эту работу Наталья Шейко. Построили станки, закупили материалы… И начали трудиться.
Раиса Жидкова плетёт сети практически с первых дней создания волонтёрской группы.
«Просто было огромное желание как‑то помочь. Пенсия у меня маленькая, поэтому оказать существенную материальную помощь я не могла, а вот потрудиться была рада. Услышала про сети, созвонилась, взяла адрес, пришла и вот уже год я здесь. Вначале наша Наташа вкладывала свои деньги, потом кто‑то что‑то приносил, поступали средства от разных людей… Вот, знаете, говорят: «Бог даёт». Это действительно так. Мы постоянно чувствуем Божью помощь в нашем деле», – признаётся Раиса Павловна.
Со временем о волонтёрах узнавало всё больше людей. Приходили новые помощники. Часть из них постепенно отсеивалась: не у всех есть возможность заниматься этим регулярно, да и волонтёрских объединений сейчас много, можно выбрать, которое больше по душе. Но, тем не менее, у белгородских кружевниц сложился определённый костяк – более 30 человек.
Старейшина здесь – Нелли Палаш. Ей 83 года. Однако энергии Нелли Николаевны позавидует любой. Она объединила вокруг себя знакомых, которые вяжут носки, готовят для военных домашнюю еду и пишут им письма, собирают деньги на закупку необходимого.
«Я была знакома с отцом Василием: вместе занимались финской ходьбой. С начала СВО привозила в храм вещи и продукты. А когда батюшка пригласил плести сети, сразу пришла. Я ведь дитя войны. В детстве пережила бомбёжки. Знаю, как это страшно. С Украины мы тогда поехали к родителям мамы на Кавказ. Поезд разбомбили. Чудом остались живы. В теплушках мы добрались до Владикавказа, там пробыли до 1943-го. Потом и в тех местах стало опасно. Предложили эвакуироваться в Казахстан на корабле. Отправились в путь в том, в чём были, без вещей и документов», – вспоминает Нелли Николаевна.
После прибытия её мама-фармацевт стала трудиться в госпитале, готовить лекарства. Она обладала хорошим голосом и слухом, поэтому часто пела для раненых. Брала с собой в госпиталь и маленькую Нелли. Один лётчик так проникся к маме и дочке, что подарил им свой парашют. Из него сшили наряды для выступлений. В этом платьице Нелли встречала и День Победы.
Её руки быстро вплетают маскировочные материалы в основу сети. Наступила зима, а значит, основными цветами становятся серый и белый:
«Представляете, у меня проблемы с пальцами, раньше постоянно к врачу ходила. А как начала трудиться здесь, лучше стало. И моторика теперь более развита. Уже год у врача не была. Атмосфера у нас тут такая чудесная. Все женщины очень душевные. Общаемся и успели подружиться. Прихожу сюда и чувствую, что силы прибавляются. Тружусь и усталости не чувствую. Место‑то здесь святое».
Нелли Николаевна подходит к святым образам, крестится и отправляется вплетать в сети специальные освящённые ленты с текстом 90-го псалма. Её лучистые глаза становятся серьёзными. Она тихонько читает текст молитвы и добавляет:
«Господи, убереги наших воинов, укрой их от опасности».
Близкие люди
Ещё одна мастерица, Татьяна Стеценко, тоже на пенсии. Её муж был офицером, сын тоже офицер запаса. Плести сети она начала в марте:
«Что меня сподвигло? Патриотизм. Как бы пафосно это ни звучало. Хочется быть полезной в такое тяжёлое время. Хоть чем‑то. Я жила с мужем в военном городке. И всё это мне знакомо. Так что делаю, что могу. Стараюсь через день приходить. Иногда получается и ежедневно. Первый раз навязала неправильно, потом уже вникла в процесс и с каждым разом вяжу всё быстрее. Конечно, труд нелёгкий. Мы в основном в возрасте все. Если целый день сидишь работаешь, то домой уже еле приходишь. Но тут я нашла людей близких по духу, общаемся и в храме, и за его пределами».
Среди белгородских кружевниц есть многодетные мамы, люди с напряжённым графиком работы, которые посвящают волонтёрству все свои выходные. Ещё женщины помогают фасовать продукты для военных, подготавливают постельное бельё для госпиталей.
«Да вообще «Белгородские кружевницы», наверное, уже стали, как сейчас модно говорить, брендом. Был интересный случай – мужчина принёс печи, которые сделал для военных, и хотел, чтобы их отправили именно под именем нашей волонтёрской группы», – рассказывает Раиса Жидкова.
Её зять и дочь делают окопные свечи. Сейчас к изготовлению таких свечей стали подключаться и другие добровольцы, а банки для них собирают все прихожане Сергиевского храма.
В цокольном этаже разместили свои станки и волонтёры группы «Своих не бросаем». Два объединения в целом сплели уже более 1 000 сетей.
Разговоры по существу
Нашим бойцам не только отправляют необходимые вещи, но и что‑нибудь вкусненькое – от сладостей до копчёного сала.
Отец Василий – войсковой священник и казачий духовник. Поэтому казаки Белгородского отдельского казачьего общества ВКО ЦКВ, атаманом которых является казачий полковник Юрий Хлудеев, и казаки Белгородского городского казачьего общества Центрального казачьего войска во главе с атаманом Сергеем Скуратовым тоже оказывают большое содействие во многих вопросах.
«Когда приезжаю в войска и встречаюсь с воинами на построении, спрашиваю: «А есть ли среди вас казаки?» Обычно несколько всегда находится. Я даю им задачу к следующему приезду священника пообщаться с другими воинами, объяснить, что такое исповедь и причастие. Когда потом приезжаешь в это подразделение, то уже намного легче. Нет элементарных вопросов, а только разговоры по существу», – рассказывает отец Василий.
По его словам, четверо белгородских казаков погибли. Их семьи не оставляют, им оказывают всевозможную поддержку. Многие сейчас находятся в окопах и успешно выполняют боевые задачи:
«У некоторых уже есть государственные награды. О казаках очень хорошо отзываются. Они своих не бросают. Не на словах, а на деле: раненых вытаскивают, погибших».
Небо и земля
По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна недавно отца Василия включили в группу священников, которые периодически выезжают в зону СВО для духовного окормления наших воинов. Первая поездка произвела на него неизгладимое впечатление.
«Ребята переживают. Это видно. Но нет надломленности. Абсолютно. И пошутят, и похохочут, и я тоже старался что‑то порой смешное рассказать, поддержать, как‑то подбодрить. Стараниями нашего владыки уже оборудовано три храма в землянках. Там есть свой генератор. Ребята приходят телефоны зарядить, фонарики. И пока заряжают, общаемся. Очень важно их правильно настроить. И они совершенно по‑другому тогда идут на выполнение боевой задачи. Да и вообще угнетённого состояния нет… У нас же как устроен русский человек? Чем сложнее – тем лучше. Делаем выводы постепенно… Да, медленно запрягаем, но быстро едем. И вот сейчас уже пришло время ехать. Много было моментов непродуманных, ошибок, недочётов. А теперь взаимодействие выстраивается между войсками, видна слаженность», – замечает отец Василий.
При храме действует воскресная группа «Сергиевские казачата». Дети и подростки приходят на богослужения, участвуют в занятиях на церковную тему и чаепитиях. Пишут письма со словами поддержки для военных.
«Просим не просто написать письмо воину, а сделать это от всей души. Объясняем, как сыро в окопах, как страшно, когда прилетают снаряды… И дети проникаются всем этим. Так трогательно пишут. Во время последней поездки я крестил одного бойца и после прочитал ему письмо девочки-третьеклассницы. И, представляете, он заплакал. Говорит: «Как же после такого не отстаивать честь Отечества. Вот наше будущее!» – вспоминает батюшка.
Активно подключились к помощи военным и члены Общественной палаты Белгорода.
Её председатель Денис Глотов помогал отцу Василию с ремонтом машины, организовывал сбор средств на нужды военнослужащих и вынужденных переселенцев с Украины.
Принимают участие в добром деле и москвичи.
Недавно из столицы в Белгород приезжал протоиерей Иоанн Чураков с двумя сёстрами милосердия.
Они передали бойцам маскировочные сети и окопные свечи.
«Разное бывает во время поездок, – говорит отец Василий. – И по минному полю мы однажды ехали без фар. И дрон-камикадзе как‑то сработал неподалёку. Один раз подходит ко мне военный, спрашивает: «Не страшно вам?» Я говорю: «А тебе не страшно?» – «Мне – нет». «Не верю я тебе», – отвечаю. И в это время прилёт. Прямо рядом. Там уклон такой… И снаряд падает прямо в землю. Удар страшнейший, полетели осколки. Мы стояли на возвышенном месте. Если бы находились чуть дальше на несколько метров, то я, может быть, уже сейчас бы не мог рассказать всё это. Конечно, страшно всегда. Но когда ты видишь, какой результат, как воины меняются после того, как ты приезжаешь… Это небо и земля, просто разные люди. Трудно? Да, трудно. Но очень важно».
Анна Черкашина