Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 апреля 2023,  18:55

За что пациенты благодарят сотрудников Чернянской подстанции скорой помощи

28 апреля – День работника скорой медицинской помощи

За что пациенты благодарят сотрудников Чернянской подстанции скорой помощиФото: Анна Емельянова
  • Статья
  • Статья

Накануне праздника в гостях у медиков побывала «Белгородская правда».

28 апреля в далёком 1898 году медицинские кареты впервые закрепили за двумя московскими полицейскими участками.
Долгое время День работника скорой оставался неформальным и лишь три года назад обрёл всеобщее признание и официальный статус. 

Президент Владимир Путин установил дату праздника во время пандемии, когда сотрудники скорой стали одними из главных борцов с коронавирусом. Они и сейчас первыми оказываются рядом в трудную минуту. Когда пришла беда, от их действий зависят судьбы людей.

Границы стёрлись

Чернянская скорая – это фельдшеры, медицинские сёстры, водители, диспетчеры (фельдшеры по приёму и передаче вызовов), статистик, уборщик служебных помещений, а также работники кабинета подготовки медицинских укладок. Все они – одна команда, которая делает всё возможное для сохранения жизни и здоровья пациентов.

С 1 декабря 2019 года чернянское подразделение входит в состав централизованной службы скорой помощи Белгородской области. На территории ЦРБ находится диспетчерский центр и главный офис. В подчинении Чернянской подстанции также работают два поста – в Новом Осколе и Великомихайловке (несмотря на то, что расположены они в соседнем городском округе).

Нас встречает руководитель Чернянской подстанции – старший фельдшер Екатерина Чернецкая. Сейчас она в основном выполняет административные функции, но при необходимости остаётся и на дежурства. Опыт в этом у неё есть: после окончания медколледжа БелГУ в 2006 году девушка начинала свой трудовой путь фельдшером в этой самой скорой помощи при ЦРБ.

«В детстве я всё размышляла: кем мне стать – медиком или учителем, – вспоминает Екатерина. – Выбор помогли сделать родители, рассудив, что знания в медицине и родным всегда пригодятся. Ведь фельдшер – это палочка-выручалочка для близких в трудной ситуации. К тому же мой папа уже много лет трудится на нашей подстанции водителем скорой помощи».

Екатерина Чернецкая Екатерина Чернецкая / Фото: Анна Емельянова

 

После скорой Чернецкая работала главной медсестрой Чернянской районной больницы и старшей медсестрой терапевтического отделения ЦРБ. А в апреле 2020 года вернулась на подстанцию уже в качестве старшего фельдшера.

Под её руководством вызовы круглосуточно обслуживают шесть бригад – две в Чернянке, три – на Новооскольском посту и одна – на Великомихайловском.

«После объединения территориальные границы для нас практически стёрлись, и все мы приходим друг другу на помощь, – объясняет старший фельдшер. – Чернянские бригады могут мчаться на вызовы не только в нашем районе, но и заезжать к пациентам по пути следования из Белгорода, Старого Оскола, Губкина. И, соответственно, если машины скорой из Чернянки уехали, помогут новооскольская и великомихайловская бригады».

На подстанции нет машин старше пяти лет На подстанции нет машин старше пяти лет / Фото: Анна Емельянова

Встали – и вперёд

Молодых сотрудников, пришедших после медколледжа, на Чернянской подстанции нет. Возраст большинства работников – от 30 до 55 лет.

«Я задавала вопрос о выпускниках в Старооскольском медколледже. Мне ответили, что они, как правило, остаются в городах либо вообще уходят в смежные области, например, в косметологию. А у нас сельская местность, да и вообще для скорой помощи у человека должен быть особый склад характера», – считает Чернецкая.

Она уверена, что на подстанции нет случайных людей.

«Все по‑хорошему больны своей работой. Надо подняться в четыре утра и мчаться к пациенту в холод, грязь, гололёд? Значит, встали – и вперёд! И люди по‑разному нас воспринимают: кто‑то с благодарностью, а кто‑то – с агрессией, – признаётся руководитель. – Так что надо быть ещё и хорошим психологом, чтобы сглаживать острые углы и быстро разрешать конфликтные ситуации».

За что пациенты благодарят сотрудников Чернянской подстанции скорой помощи - Изображение Фото: Анна Емельянова

 

Работая в бригаде скорой, Чернецкая больше всего ждала каких‑то интересных вызовов, когда нужна экстренная помощь и счёт идёт на минуты:

«В таких ситуациях от тебя зависит жизнь человека, и если получается ему помочь, то ощущения испытываешь просто непередаваемые. Наверное, это можно описать как смесь адреналина и гордости за то, что смог.

Екатерина с улыбкой вспоминает, как на первой неделе своей работы в скорой получила задание ночью ехать к 18-летней девушке с болями в животе.

«Я заволновалась – вдруг аппендицит! Попросила помощи у старшего коллеги, и он напомнил, какие могут быть симптомы и что нужно делать. И как же долго я её потом осматривала! Всё боялась, что пропущу признаки аппендицита. А в итоге оказалось, что у неё просто периодические недомогания».

Медсестра кабинета подготовки медицинских укладок Ирина Менжунова помогает медикам быть во всеоружии Медсестра кабинета подготовки медицинских укладок Ирина Менжунова помогает медикам быть во всеоружии / Фото: Анна Емельянова

 

Но чаще всего в памяти остаются страшные ДТП. Как‑то ночью с трассы слетел в овраг молодой мотоциклист. Скорая приехала на место первой, Чернецкая с девушкой-коллегой и водителем в темноте доставали пострадавшего. Парень был в очень тяжёлом состоянии, ногу ему практически оторвало. Успели вовремя, и хирурги сумели спасти мужчину. Сейчас с ним всё хорошо, ходит на двух ногах, разве что прихрамывает.

А ещё медиков скорой очень мотивирует элементарная благодарность пациентов. К сожалению, немногие удосуживаются сказать им «спасибо».

«Недавно везли бабушку с инфарктом в клинику на операцию. В дороге у неё остановилось сердце. Бригада дефибриллятором отработала, и пенсионерка осталась жива. Неделю спустя позвонила её дочь, поблагодарила наших девчонок. Ради таких моментов и хочется работать», – отмечает Екатерина Чернецкая.

Бригада Новооскольского поста Бригада Новооскольского поста / Фото: Анна Емельянова

Хотелось быть нужной

В Чернянке бригады трудятся посменно, в режиме два через два. Новооскольские медики работают сутки через трое. Так у них повелось ещё со времён, когда скорая помощь относилась к местной ЦРБ.

«Хоть молодёжи и нет, кадрового дефицита подстанция, к счастью, не испытывает – все ставки заняты, – замечает руководитель Чернянской подстанции. – Правда, нет врачей. В бригадах исключительно фельдшеры и медсёстры».

На Новооскольском посту трудится Татьяна Гордиенко. Она – жительница Чернянки и на работу добирается на личном транспорте. До скорой помощи она успела потрудиться медсестрой в хирургическом и приёмном отделениях ЦРБ, а последние семь лет работала с терапевтом в поликлинике.

 

Татьяна Гордиенко Татьяна Гордиенко / Фото: Анна Емельянова

«Там я чувствовала себя не на своём месте, – говорит девушка. – Мне всегда хотелось помогать людям, а я сидела за компьютером и заполняла документы, в то время как пациентами занимался врач. Мне же хотелось быть нужной. После декретного отпуска я узнала, что есть место на скорой помощи, но только в Новом Осколе. И не раздумывая пришла сюда».

Сейчас Татьяна дополнительно учится на фельдшера. Работать на скорой может и медсестра, но только вторым номером. Принимает решения и берёт на себя ответственность только фельдшер.

«В прошлом году по всей Белгородской области набрали группу медсестёр, желающих дистанционно освоить профессию фельдшера и работать на скорой помощи. И теперь девчонки учатся бесплатно, в ускоренном темпе и не отрываясь от рабочего процесса», – пояснила Чернецкая.

Планшет – незаменимый помощник медиков Планшет – незаменимый помощник медиков / Фото: Анна Емельянова

Незаменимый помощник

За последние два года автопарк машин скорой помощи полностью обновился, и сейчас медики выезжают к пациентам на специализированных «Газелях», среди которых нет ни одной старше пяти лет. Все машины оснащены современным оборудованием, например, переносными ЭКГ-аппаратами, и фельдшеры могут с места вызова отправить кардиограмму в клинику сердца и проконсультироваться с кардиологами.

Кстати, нужно понимать, что иногда приехать к больному моментально медики никак не могут, даже на новой машине. Самая дальняя территория выезда в Чернянском районе находится примерно в 40–50 километрах от райцентра. Медики называют её «волотовский куст» – это округа села Волотово на границе с Красненским районом.

К пациентам всегда едет бригада из водителя и двух фельдшеров. По одному медики никогда не работают, подменяют друг друга, если кто‑то заболел или ушёл в отпуск. Незаменимый помощник каждой команды – планшет, который бригада получает, заступая на дежурство.

На сегодняшний день никто напрямую диспетчеру в Чернянке не звонит. Какой бы номер ни набрал больной: 03, 103 или 112 – его вызов поступает в единую дежурную диспетчерскую службу, расположенную в посёлке Северном Белгородского района.

Там диспетчер узнаёт, что случилось и откуда звонит человек, после чего пересылает уже обработанный вызов (в текстовом виде) на нужную территорию, в том числе в Чернянку.

Диспетчер Чернянской подстанции получает и текст, и на всякий случай запись звонка. Специалист открывает на своём мониторе карту, на которой видно, где находится каждая машина скорой, занята ли ещё или уже возвращается на базу, и сколько времени понадобится, чтобы добраться до нужной точки.

Выбрав оптимальный вариант, диспетчер пересылает информацию на рабочий планшет медиков. Фельдшеры видят на экране гаджета не только данные о случившемся, но и историю вызовов на конкретный адрес. Это помогает понять, к чему готовиться. Быть может, звонил человек с хроническим заболеванием, который часто вызывает скорую, а может, что‑то в очередной раз приключилось в неблагополучной, пьющей семье.

«Если речь идёт о каком‑то криминале, то диспетчер сначала вызывает полицию, а следом уже выезжаем мы», – уточняет руководитель подстанции.

Фельдшер по приёму вызовов Елена Крафт определяет, кому ехать к пациенту Фельдшер по приёму вызовов Елена Крафт определяет, кому ехать к пациенту / Фото: Анна Емельянова

Электронная карта

А ещё планшет работает как навигатор, помогая быстрее найти незнакомый адрес. Теперь у фельдшеров нет необходимости, как бывало раньше, посреди ночи в каком‑нибудь селе стучать в окна и калитки всем подряд, чтобы уточнить, где же скорую дожидается больной.

С февраля Чернянская подстанция перешла с бумажного документооборота на электронный, и карту пациента теперь тоже заполняют на планшете. Пока один фельдшер помогает больному, второй занимается документацией. По словам медиков, это гораздо удобнее, чем писать бумажки и потом складировать их штабелями в одном из кабинетов подстанции.

«Я вижу архив карт на компьютере, – показала Чернецкая. – Могу открыть любую и посмотреть историю вызовов конкретного пациента с 2020 года, узнать его диагноз, какую бригада оказывала помощь, во сколько она выехала и с какой скоростью ехала».

Выходя на смену, работники скорой никогда не знают, сколько километров проведут в пути, какую физическую и эмоциональную нагрузку придётся испытать и что ждёт на дежурстве – сердечный приступ, отёк лёгких, автомобильная авария, отравление или что‑то другое. При этом каждая бригада работает как чётко отлаженный механизм. Каждый сотрудник знает своё дело, и общими усилиями они выходят даже из самых сложных ситуаций.

Анна Емельянова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×