«Обширный и великолепный». Какие необычные храмы и монастыри есть в Белгородской области
Сейчас в регионе 420 храмов. Какой из них самый старый, самый глубокий или самый загадочный, выясняла «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
В 1908 году богослужения шли в 16 церквях Белгорода и 81 храме Белгородского уезда, в 73 – Грайворонского, 86 – Корочанского, 61 – Новооскольского, 73 – Старооскольского уезда. В Валуйском до революции действовало 43 храма и монастырь.
Самые старые
Строительство Успенско-Николаевского собора в Белгороде относится к 1692–1709 годам. На его возведение в солдатской слободе Пётр I пожаловал «сто рублёв денег». Уникален храм ещё и тем, что подобных нет на юге России. Такие церкви характерны для Севера: Архангельска, Костромы, Вологды.
Впрочем, по древности с собором соперничает монастырь Игнатия Богоносца в Валуйском округе. Впервые он упоминается в царском указе 1613 года, повелевавшем создать святую обитель. Монастырь обустроен в меловой горе и представляет собой сеть пещер протяжённостью 600 м. Их высота достигает 3 м, а ширина – 89 см. Некоторые исследователи предполагают, храм Игнатия Богоносца основан в VI–VII веках.
Самая загадочная
Круглая церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Ивановка Ровеньского района сильно отличается от многочисленных белгородских храмов. Сведений, кем и когда построен храм такой формы, не сохранилось. Но тот факт, что ремонтно-реконструкционные работы в нём датированы 1859 годом, позволяет предположить, что возраст весьма почтенный. Приезжавшие в Ивановку краеведы не смогли выяснить историю происхождения храма. Есть версии, что его построили на месте бывшей мечети.
По преданию, через Ивановку на Москву шли войска Тамерлана. Он и приказал возвести мечеть. Однако ничего, что можно отнести к мечети, не обнаружено: ни минарета, ни прочих архитектурных особенностей. Да и круглая форма характерна для православного храма. Хотя встречается редко. В советские годы храм, как и многие другие, постигла печальная участь: в нём размещалось зернохранилище и хранили ядохимикаты. Реставрировали церковь в 2003 году.
Единственный в РПЦ
Храм блаженной Клеопатры села Нижние Лубянки Волоконовского района – единственный храм в Русской православной церкви, освящённый во имя блаженной Клеопатры. Его возвели за деньги помещика Ивана Синельникова.
Вначале церковь была деревянной. Но позже на этом месте уже на средства помещика штабс-капитана Е. Синельникова построили каменный храм. В 1877 году по завещанию его супруги, благотворительницы Клеопатры Григорьевны, храм освятили во имя праведного Евдокима и блаженной Клеопатры. В нём находились редкие иконы и частицы святых мощей.
Революция поставила крест на богослужениях. Храм стал разрушаться. В 1950-е годы пали колокольня, алтарная часть и крыша. Колхоз определил «место религиозного культа» под склад для хранения зерна, овощей и удобрений.
Восстановление началось после перестройки в 90-е годы, и сейчас в храме снова служат Богу.
Самые заброшенные
Церковь пророка Божия Илии в селе Палатовка Вторая Красногвардейского района построена в 1899 году. Сруб сделали из дуба, росшего в соседнем лесу. Но прослужил по назначению храм недолго: после революции, в 1920-х годах, его закрыли, приспособив под продовольственный склад. Шли годы, здание ветшало, обрушились колокольня и крыша.
Сегодня церковь уже не подлежит восстановлению.
Не менее трагична судьба 200-летней церкви Николая Чудотворца в ивнянском селе Студенок. Строили её на совесть: каменное здание с колокольней оштукатурили снаружи, окрасили внутри. До сих пор можно разглядеть фрески. Старожилы рассказывают, при храме работала и церковно-приходская школа. В послереволюционные 30-е годы службы запретили, а в церкви устроили зернохранилище.
Сейчас заброшенный храм – разве что арт-объект для заезжих фотографов и блогеров.
Самый туристический
Свято-Троицкий мужской монастырь в Холках Чернянского района ежегодно посещают более 50 тысяч туристов и паломников. Кто и когда выкопал пещеры, доподлинно неизвестно. Но их прототипом могли быть подземная церковь в Херсонесе и израильские «Гробницы Синедры». Площадь пещеры – 255 кв. м, протяжённость коридоров – 125,8 м.
Сам монастырь упразднили по указу Екатерины II, долгое время подземелья пустовали. Возрождение началось в 1990-е.
Сейчас под землёй проходят богослужения и крестные ходы. Даже не особо верующие признаются, что чувствуют силу этого намоленного места. Кроме того, в меловых пещерах – целительный йодистый воздух, а принесённые цветы долго не вянут.
Храм-долгострой
На этот статус может претендовать Свято-Троицкий храм посёлка Ровеньки. Его возводили 30 лет. Стройкой руководил купец первой гильдии Пехарев с сыном.
Из воспоминаний белгородцев:
«Когда строилась церковь, цемента не было, раствор для кладки готовили из воды, извести, песка и яичных белков. Яйца собирали по всем деревням и хуторам, свозили на стройку. Белки яиц использовали для раствора, часть желтков запекали для рабочих, остальные отправляли на пекарню для выпечки кондитерских изделий: кренделей, пыриц, бубликов, сушек и т. д. Яичную скорлупу использовали для раствора».
Когда в 1885 году храм открывали, убранство было богатым.
«Церковь в сл. Ровеньках Острогожского уезда каменная, с колокольнею, пятикупольная и изящной архитектуры, с приделами Варвары и Митрофана», – писали «Воронежские губернские ведомости».
На входе в церковь, выше дверей, был написан портрет Пехарева с сыном. Вскоре Пехарев умер, его похоронили в ограде церкви напротив алтаря. А над могилой построили часовенку. После 1917-го прекрасный храм разграбили, устроили в нём зернохранилище. В Великую Отечественную снаряд разрушил один из сводов и часть стены храма.
Позже храм восстановили, вернув былое величие.
Самый большой
Самый большой из современных храмов не только в Белгородской области, но и стране (после храма Христа Спасителя) – Спасо-Преображенский собор в Губкине. Его возвели за три года и открыли в 1996-м.
В храме помещаются более 2,5 тысячи человек. Высота собора с крестом – 57 м. 11 колоколов отливались по спецзаказу в Голландии. Самый большой весит 6,2 тонны, самый маленький – 10 кг.
Самый высокий
Пожалуй, самый высокий в регионе – храм святых апостолов Петра и Павла в Прохоровке: 59 м. Композиция напоминает зажжённую свечу. В память о погибших в Прохоровском сражении потомки воздвигли храм-памятник, на стенах которого высечены имена 7 тысяч воинов, ушедших в вечность.
Место силы
Душа региона – у Свято-Троицкого храма Белгородской митрополии. Пещерка покровителя региона, святителя Иоасафа Белгородского стала местом паломничества. Остатки усыпальницы и элементы отделки помещения археологи обнаружили во время раскопок в 2009 году.
К 100-летию канонизации святителя решили раскопать пещерку и возвести над ней часовню – точную копию придела Свято-Троицкого собора, где находилась усыпальница Иоасафа. Сам склеп накрыли стеклянным куполом с фигурой золочёного ангела и соединили с часовней подземным ходом. А мощи Иоасафа находятся в Преображенском кафедральном соборе.
Храм-корабль
Соборный Рождество-Богородицкий храм в Короче – третий по счёту. Первый, во имя святого архистратига Михаила, был деревянным, и его строительство относят к основанию города (1638). По преданию, он сгорел: на праздник Крещения Господня молния ударила в собор.
Второй раз храм возродился в каменном обличье. Но и он просуществовал недолго: в 1873 году его сломали. И на том же месте в 1883 году «соорудили обширный и великолепный новый» третий по счёту Рождество-Богородицкий храм. Его построили «кораблём»: с тремя полукруглыми апсидами, увенчав пятью главами на восьмигранных барабанах.
Самые «промышленные»
В Губкине в честь покровительницы горняков и металлургов святой Варвары на промплощадке Лебединского ГОКа в 2015 году возвели деревянную часовню. Небольшая часовенка есть и при комбинате «КМАруда». На этом же предприятии в шахте, на глубине 350 м, находится иконостас.
Лариса Ульяненко