Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 сентября 2019,  10:33

Гид, психолог и жилетка. Как в Белгороде прошёл конкурс таксистов

Победитель поедет на финальный этап конкурса в Сочи, на трассу «Формулы-1»

Гид, психолог и жилетка. Как в Белгороде прошёл конкурс таксистовВ Белгороде прошёл конкурс таксистовФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший водитель такси России», на котором побывала «БелПресса», состоялся 11 сентября на площадке БГТУ имени В. Г. Шухова. В нём участвовали 23 таксиста из таксомоторных компаний Белгорода, Старого Оскола и Чернянки.

По таксисту встречают

Большинство конкурсантов одеты в белые рубашки. Они уверяют, что на работе тоже выглядят подобающе, и машины их не менее опрятны. Все они знают русский язык, маршруты движения и основные сведения о городе и регионе. В столице таких встретишь нечасто. 

Для изливающих душу в поездке таксист – это личный психолог. Для любознательных – городской гид, рассказчик и о достопримечательностях, и о том, чем живёт область и город. Для молчунов это просто хороший водитель, который быстро и с комфортом доставит из А в Б. 

Примерно таким организатор конкурса – Общественный совет по развитию такси в регионах РФ – видит образец российского и белгородского таксиста.

 

В Белгороде прошёл конкурс таксистов В Белгороде прошёл конкурс таксистов / Фото: Павел Колядин

«Водители такси первыми встречают тех, кто приезжает в город. И от того, как вы выглядите, как вы преподнесёте город, как обслужите пассажира, будет зависеть впечатление о городе, – говорит на открытии конкурса ректор «технолога» Сергей Глаголев. – Уже, наверное, при нас в бытность войдут автомобили без водителей. Но обучать автомобили-беспилотники, я уверен, будут именно по вашим навыкам».

В прошлогоднем, первом конкурсе участвовали 17 регионов России. В этом году уже больше 30. Победители региональных этапов поедут на финал, который пройдёт в Сочи 26 октября, на трассе «Формулы-1».

 

Сдача ПДД Сдача ПДД / Фото: Павел Колядин

Каждый водитель – гид

За партами в аудитории водители вновь чувствуют себя студентами. Им раздают ручки и вопросники. За 15 минут нужно ответить на вопросы об истории региона, на знание города, законов о такси, устройстве автомобиля, основ оказания первой медпомощи при ДТП.

«Я не знала, что здесь будет, поэтому толком и не подготовилась, – признаётся Кристина Чернобаева из белгородского такси «Дубровка». – Но это наша повседневная работа, и мы должны быть готовыми».

Ей и её коллегам нужно ответить на 26 вопросов, выбирая правильный ответ из четырёх вариантов. За правильные ответы и за скорость выполнения задания конкурсанты получают баллы. Задача – после всех испытаний набрать их как можно больше.

 

Кристина Чернобаева Кристина Чернобаева / Фото: Павел Колядин

 

Как звучит официальное понятие «легковое такси»? Для чего нужна коробка передач? Сколько часов может таксист провести за рулём за одну смену? На какой срок накладывать кровоостанавливающий жгут? Как зовут знаменитого российского сыщика, уроженца Нового Оскола? Чьими именами названы в Белгороде драмтеатр и сельхозуниверситет?

«Про театр им. Щепкина я знаю. Но к каким войскам относится наша воинская часть в Белгороде – не знаю, этого мне не приходилось касаться, – сетует Кристина. – Зато я хорошо могу рассказать про зоопарк и другие достопримечательности, о которых часто спрашивают. А про воинскую часть меня никто не спрашивал».

В Белгороде прошёл конкурс таксистов В Белгороде прошёл конкурс таксистов / Фото: Павел Колядин

«Чаевые поднимают настроение»

Не проходит дня, чтобы Алексей Метелев из «Городского такси» Белгорода не выполнял обязанности гида. С иностранцами общается через онлайн-переводчик.

«У нас есть такие места, которые знают даже не все местные, – рассказывает Алексей. — Например, исторический музей. Не краеведческий, а исторический. Недавно я возил туда испанца. Он так называл музей средневекового военного дела реконструкторского общества «Хранители» на Князя Трубецкого, 52, в обычной жилой девятиэтажке».

Обязанность хорошего таксиста – уметь подстроиться под настроение того, кого везёт. И под выпившего, и если жалуются на судьбу. 

«А если кому‑то в машине жарко или холодно, приходится самому мёрзнуть или париться, но менять для человека климат», – признаётся Метелев.

В Белгороде прошёл конкурс таксистов В Белгороде прошёл конкурс таксистов / Фото: Павел Колядин

 

Нужно быть терпеливым, дополняет Чернобаева:

«Бывает, человек долго не выходит из дома, ты нервничаешь, а это оказывается больной старичок с палочкой, ему ходить трудно. А недавно один пассажир материл все машины, проезжающие мимо. Всех критиковал. Как будто это он сейчас водитель, а не я».

Белгородка Елена Алёхина работает в «Яндекс.Такси». Общий стаж – 13 лет.

«Худший пассажир – тот, который всё время всё критикует, – подтверждает она. – А лучший… С ними понятнее. Хороший пассажир всегда поднимет настроение. А чаевые ещё больше поднимают настроение».

За рулём Елена Алёхина За рулём Елена Алёхина / Фото: Павел Колядин

Таксопаркам – усилить контроль

Второй этап конкурса – проверка знаний ПДД. Почти всё как на экзамене в ГАИ. Нужно ответить на 20 вопросов по обычным экзаменационным карточкам. Ошибайся сколько хочешь, просто баллов будет меньше.

«Здесь всё‑таки не экзамен, а конкурс, ошибки допустимы,– поясняет инспектор ГАИ капитан полиции Сергей Глушевский. – Но вот сейчас была группа из девяти конкурсантов. Будь это на настоящем экзамене, из них результат бы зачли только двоим: один допустил две ошибки из 20 вопросов, другой ни одной. У остальных бы экзамен не приняли».

Такой результат, по мнению полицейского, соответствует ситуации на белгородских дорогах: 

«Таксисты очень часто проходят в сводках аварийности. Им бы нужно дополнительную подготовку на уровне своих организаций. Чтобы раз в месяц проходили тестирование. Чтобы руководство таксопарков отслеживало статистику аварийности и привлечения своих водителей к административной ответственности, и повышало уровень их подготовки».

Нужно ли нарушать правила?

Алексей Метелев оказывается тем самым, кто сдал ПДД без ошибок. 

«Чем профессиональнее водитель, тем он лучше видит свои ошибки и начинает больше над собой работать, – объясняет он. – Ни в коем случае не нужно ни над кем смеяться на дороге и гордиться тем, что ты лучше. Чем белей рубаха, тем на ней виднее пятнышки. А вот помогать коллегам нужно. Часто случается помогать, например, девушкам припарковаться или спокойно выехать с парковки».

А Эдуард Хруцкий из посёлка Комсомольского Белгородского района, водитель такси 711, считает так:

«Опыт подсказывает, что иногда надо нарушить правила, чтобы избежать ДТП. Это считывается в процессе езды. Любой таксист пожертвует соблюдением ПДД ради спасения жизни и здоровья пассажиров или недопущения аварийной ситуации, готов будет поймать штраф или пожертвовать состоянием автомобилей. ПДД нужно знать, но, по моему мнению, ездить по ним не всегда можно, и самый опасный человек – тот, который ездит по правилам. Например, под знак ограничения 40 км/ч едет только 40, когда весь поток идёт 50–60. Правилами нужно уметь пользоваться».

Эдуард Хруцкий Эдуард Хруцкий / Фото: Павел Колядин

Стакан на крыше 

Скоростное и плавное маневрирование – самые зрелищные этапы конкурса. 

«Новая машина, новые габариты, – объясняет Хруцкий. – Сиденье настроено совсем иначе. И плюс атмосфера конкурса, драйв, всегда присущий всем соревнованиям».

Первое знакомо каждому, кто обучался на права: это езда между фишками. Змейка передом и задом, въезд в бокс, параллельная парковка, разворот на ограниченном пространстве – всего семь элементов.

«Все они рождены практикой, – подтверждает Иван Кузнецов из такси «Старт». – Мы занимаемся этим каждый день во дворах многоэтажек, заставленных машинами».

Зрители с замиранием сердца следят за маневрированием Кристины Чернобаевой. «Лада-Гранта», на которой выполняют этап, оснащена механической КПП. Кристина с 2007 года ездит на «автомате».

 

 

Фишки рушатся, волонтёры на трассе хватаются за головы. Но машина доезжает до финиша. Коллеги взрываются аплодисментами.

«Главное не победа, а участие, – констатирует девушка. – Лучше попробовать и ошибиться, чем не делать совсем ничего».

Плавность вождения проверяют стаканом с водой. 250-граммовый, налитый почти доверху стакан взвешивают до и после езды. Теряешь граммы – теряешь и баллы.

«Нужно не стакан с водой на крышу, а стаканчик кофе в салон, тогда все проедут очень плавно, – шутит Кузнецов. – Кофе на работе тоже наши реалии. Бывает, и пассажиры садятся с напитками. Кстати, и девушки за рулём – тоже. Насчёт них не должно быть никаких предубеждений. Когда вас повезёт в такси девушка, вы убедитесь, что они водят очень спокойно, во всём спокойнее мужчин».

Конкурсанты болеют за своих коллег Конкурсанты болеют за своих коллег / Фото: Павел Колядин

Лучшие в легализации и качестве

Был на конкурсе ещё один этап – творческий. В формате «визитных карточек» таксисты представляли свои автомобили и город, в котором работают. Оценивались даже культура речи и глубина раскрытия темы.

«В области зарегистрировано свыше 1 200 перевозчиков в сфере такси, – приводит цифры председатель оргкомитета, начальник управления автодорог и транспорта Олег Дрожжин. – Более 50 % выданных разрешений действует на территории Белгорода».

Для местных таксистов, по словам Дрожжина, региональное правительство сокращает и отменяет плату за выдачу разрешений, наладило удобную систему их выдачи. 

 

В Белгороде прошёл конкурс таксистов В Белгороде прошёл конкурс таксистов / Фото: Павел Колядин

 

С точки зрения региональных властей, участие в конкурсе служит и повышению престижа работы водителей такси, и клиентоориентированности – чтобы пассажиры были удовлетворены поездками.

«На федеральном уровне наш регион отмечен как один из лучших в сфере легализации рынка такси, в сфере стандартов и стилистики наших автомобилей, а также по качеству предоставляемых услуг», – отмечает Олег Дрожжин. 

Третье место на конкурсе занимает белгородец Юрий Иваницкий. Второе – Алексей Метелев. А лучшим водителем такси в Белгородской области по набранным баллам признают Эдуарда Хруцкого. Он и представит весь таксомоторный парк региона на финале в Сочи.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×