Дистанционная и комбинированная. Чего ждать белгородцам от нового закона об удалёнке
2020 год показал, что это один из самых актуальных нормативных актов страны
-
Статья
-
Статья
Законопроект об особенностях регулирования дистанционной и удалённой работы прошёл в Госдуме первое чтение. Ему ещё предстоит пройти ряд обсуждений и получить одобрение. Вероятно, в конечном виде изменения в Трудовой кодекс РФ вступят в силу с января 2021 года.
Удалёнка по закону
С началом пандемии COVID-19 работники многих российских компаний ушли на удалёнку. По данным Минтруда, их было не менее 6 млн человек. Для подавляющего числа организаций работа в дистанционном формате в таком масштабе была первым опытом и многие к ней не были готовы.
«Выявились противоречия между реальными процессами в сфере труда в период пандемии и российским трудовым правом. Российское трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удалённый режим работы. Действующий ТК РФ в принципе не предусматривает ситуации временной дистанционной занятости», – говорилось в пояснительной записке к законопроекту, который подготовили депутаты Госдумы совместно с сенаторами Совфеда.
Они предложили установить три возможных формата удалёнки: собственно дистанционная работа; временная удалённая работа и комбинированная (прописывается сколько времени человек проводит в офисе, а сколько дистанционно).
Оговаривают в законопроекте и основания для ввода режима временной удалённой работы. Кроме желания работника и работодателя, ими послужат катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия, любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия.
«Актуальность законопроекта крайне велика и для всей страны в целом, и для Белгородской области в частности. Сложившаяся весной ситуация выявила моменты, которые не прописаны в трудовом законодательстве, – пояснила начальник отдела трудовых правоотношений и охраны труда управления по труду и занятости населения области Ольга Гребеник. – В пик весенней пандемии, по данным, которые предоставлял сайт «Работа в России», у нас в области на удалёнке находилось более 30 тыс. граждан. В основном это были преподаватели и работники различных сфер, которые должны были быть однозначно переведены на удалённую работу: беременные, люди старше 65 лет, с противопоказаниями по здоровью».
Счёт за коммуналку
Режим временной дистанционной работы может быть введён трудовым договором, либо дополнительным соглашением к нему.
В документе будет прописан порядок удалённой работы: график, способы обмена информацией. Кроме того, должна быть прописана возможность использовать материальные ресурсы работника и, если это необходимо, их оплата работодателем.
«В трудовых договорах о дистанционной работе может предусматриваться порядок компенсации расходов, связанных с использованием работником личного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации», – говорит законопроект.
Здесь речь идёт о том, что, вероятнее всего, сотрудник будет использовать в работе свой личный смартфон, планшет, компьютер – при этом плата за электроэнергию дома возрастёт. Кроме того, не исключено, что работнику потребуется подключить более дорогие тарифы на интернет и мобильную связь, чтобы иметь возможность работать вне офиса.
В договоре должна быть оговорена, если это необходимо, покупка программного обеспечения, в том числе антивирусной защиты, покупка допоборудования, например веб-камеры.
Законопроект настаивает на том, что в этом вопросе весомое мнение должен иметь профсоюз.
Право на офлайн
В приоритетном порядке на временную удалёнку будут отправлять беременных, родителей и опекунов детей младше 14 лет, инвалидов, пенсионеров, работников, которые ухаживают за инвалидами или болеющими членами семьи.
«Заработная плата при временной удалённой работе выплачивается в полном размере при сохранении объёма работы, обусловленной трудовым договором», – говорит законопроект.
Также в законе подчёркивается, что удалёнщики имеют право на неприкосновенность времени отдыха. Перерывы и рабочие часы должны быть заранее оговорены с работодателем.
«Работодателям и работникам стоит обратить внимание на то, что теперь в трудовом кодексе будет чётко прописано время дистанционной занятости, тот период, в который работник обязан реагировать на задания работодателя, и время отдыха», – говорит Ольга Гребеник.
Специалист не должен быть на связи круглосуточно. И закон закрепит так называемое право на офлайн. Чтобы не получилось, что при переходе на удалёнку работодатель дёргал сотрудника и днём, и ночью.
«Согласно многим исследованиям, число рабочих часов у работника при переходе на постоянную или временную дистанционную занятость увеличивается, и виной тому в том числе необходимость постоянного нахождения на связи с работодателем и коллегами», – пояснили авторы законопроекта.
То в офисе, то дома
Также законопроект предлагает максимально перейти на электронный документооборот, сократив огромное количество бумажных документов в отделах кадров, и исключить требование об указании рабочего места. Поскольку для большинства удалёнщиков рабочим местом сможет стать любое, где есть интернет и человеку комфортно трудиться – хоть кровать в домике в деревне.
«Условие о рабочем месте утратило значение», – считают авторы законопроекта.
И необоснованно уволить удалёнщика будет непросто. Законодатели предлагают исключить возможность уволить сотрудника по следующим причинам: отсутствие у работодателя достаточного объёма работы; нецелесообразность дальнейшего сотрудничества; изменение стратегии развития работодателя; решение генерального директора о расторжении договора.
«Закон распространяется на те сферы, где нет необходимости физического присутствия работника. Это могут быть, к примеру, бухгалтеры, юристы, программисты, преподаватели. Однозначно, если это производство, конвейер, выпуск какой‑то продукции, то без работников, которые участвуют в самом процессе, обойтись нельзя», – уточняет Ольга Николаевна.
Специалисты считают, что закон об удалёнке, который принят в первом чтении, затронет не менее полмиллиона россиян. Специалисты кадровых агентств, считают, что удалённый формат может коснуться куда больше граждан. Многие российские компании так и не вернули своих сотрудников в офис, предпочтя либо полный переход на удалёнку, либо комбинированный формат. По информации hh.ru, лишь 39 % работодателей полностью восстановили доковидный формат.
Растёт и количество вакансий, предполагающих только дистанционную работу. Так что ко второму чтению авторам законопроекта предстоит уточнить ещё много деталей. В частности, ответить на вопрос, который волнует многих: несёт ли работодатель ответственность за здоровье и жизнь сотрудника, находящегося на удалёнке.
Личное мнение
IT-специалист Сергей Мирошников рассказал о финансовых затратах, с которыми работодатели могут столкнуться при переводе человека на удалённое рабочее место:
«Если говорить в целом, то самая затратная часть – покупка лицензионного программного обеспечения. Специализированный набор программ может стоить очень дорого. Быстрый перенос программ с рабочего на домашний компьютер не всегда возможен. Иногда это в принципе невозможно. Есть программы, для работы которых нужен мощный компьютер, например для обработки графики, создания чертежей. У работника дома может такого не быть.
В больших и средних организациях ко многим ресурсам (документам, архивам, изображениям и т. д.) не так просто получить доступ вне пределов самого офиса. Потому сама подготовка перехода на удалённую работу может быть технически сложной. Если у организации нет достаточного штата системных администраторов, нет сценария подготовки домашних компьютеров, то затраты будут исчисляться в человеко-часах, и это уже может быть дороже, чем закупка программного обеспечения.
В некоторых организациях ещё до сих пор нужно распечатывать на бумаге документы. Принтера и сканера, скорее всего, дома нет. Если их привезти из офиса, то может оказаться, что поставить некуда. Это создаст неудобство для сотрудника. У многих дети, животные. Дома, просто нет места не то чтобы для рабочего кабинета, просто свободного угла. Многие пользуются ноутбуками, которые не предназначены, чтобы на них работали, зачастую они в плачевном состоянии.
Работодатель должен будет обеспечить всех ключевых сотрудников необходимой оргтехникой, но часто в офисе она делился между сотрудниками. Придётся как‑то делить или закупать дополнительную.
Обычно интернет дома есть у всех, но, возможно, для работы потребуется более быстрый или резервный. Здесь работодатель может понести затраты, но обычно они не существенны, если сотрудник проживает в городе. Но вот если в области, то могут быть проблемы. Многие до сих пор вынужденно пользуются USB-модемами – может быть нестабильная скорость, не очень подходящая для качественного соединения.
Если планируется проводить конференции, веб-митинги и так далее, то потребуются веб-камера или хотя бы микрофон. Всё это можно обойти с помощью смартфонов.
А вот траты на электричество вырастут несущественно. Если предположить, что средний компьютер с блоком питания на 550 ватт и монитором на 20 вт будет на трети своей мощности работать по 8 часов 22 дня в месяц. Учесть тариф на оплату электроэнергии (по области 4,16 рубля/кВт·ч в доме с газовой плитой, с электроплитой – 2,91), то получится, что траты составят 150 и 106 рублей соответственно».
Наталия Козлова