Пиджак с шортами и звонки по ночам. Как работать из дома и не потерять уважение коллег
«Белгородские известия» рассказывают о цифровом этикете
-
Статья
-
Статья
Работать дома во время вынужденной самоизоляции – задача не из простых: обстановка не располагает, да и домашние постоянно отвлекают. Непонятно, как одеваться для видеоконференции, и стоит ли слать в рабочий чат шутки из Интернета и злоупотреблять смайликами.
О том, что такое цифровой этикет и как беречь нервы коллег, работая через мессенджеры и онлайн-площадки, рассказала руководитель белгородской школы этикета «Хорошие манеры» Дарья Косова. Эти правила помогут тем, кто хочет остаться в хороших отношениях с начальством и коллегами и после возвращения в офис.
Готовим место
Очень часто начальство выбирает для коммуникации со своими работниками именно визуальные каналы связи. Чтобы легче было контролировать подчинённых, руководители используют формат видеоконференции на разных интернет-площадках. К этому способу взаимодействия стоит готовиться заранее.
«Для начала нужно оборудовать рабочее место. Основное внимание стоит уделить заднему фону. Это не должны быть открытые, заставленные безделушками шкафы, – рекомендует Дарья Косова. – Так вы сообщите о себе много лишней информации, которая не соответствует рабочим отношениям и не позволяет сосредоточиться».
Лучшим фоном для видеоконференции станет однотонная поверхность, стена без лишних деталей. Нужно подумать и об освещении. Желательно, чтобы рабочее место было рядом с окном, но чтобы при этом общению не мешал яркий солнечный свет и посторонние звуки с улицы.
Собираем образ
Выбирая одежду для видеоконференции, нужно помнить, что в данном случае дресс-код необязателен. Это неформальная коммуникация, и для подобного общения достаточно одежды в стиле casual (практичная повседневная одежда – прим. ред.). Мужчинам не стоит перебарщивать и надевать костюм-тройку: это будет выглядеть слишком официально. Дамам всегда нужно закрывать плечи и убирать длинные волосы, чтобы они не отвлекали и не привлекали излишнее внимание.
«Звучит немного странно, но очень важно: одеваться нужно полностью, – подчёркивает Дарья. – Довольно часто в Сети появляются весёлые ролики, где серьёзные сотрудники крупных корпораций по какой‑то неожиданной причине вставали во время эфира и оказывалось, что сверху на них пиджак, а снизу – шорты».
Иногда для создания рабочего делового настроя можно даже обуть туфли. Но надевать галстук и застёгивать рубашку на все пуговицы совершенно необязательно.
Нейтрализуем родственников
На время проведения видеоконференции нужно позаботиться о том, чтобы вам никто не мешал. И если со взрослыми родственникам достаточно просто поговорить, то с детьми это не работает. Здесь всё зависит от вашей фантазии и привычек, но лучше всего, чтобы дети находились под чьим‑то присмотром.
Если вы ведёте переговоры, а к вам внезапно приходят дети и пытаются саботировать ваше общение с аудиторией, постарайтесь выйти из эфира. Вежливо объяснитесь с коллегами, извинитесь и перенесите время встречи или сделайте небольшой перерыв и включитесь в работу чуть позже.
Соблюдаем правила
Даже если вы как следует подготовились к видеообщению, не стоит забывать, что онлайн-конференция и сама по себе предполагает соблюдение нехитрых правил этикета. Во‑первых, до начала видеосвязи нужно разобраться во всех технических моментах: научиться включать и выключать микрофон, изображение и звук. Во‑вторых, необходимо позаботиться о том, чтобы все нужные документы, которые пригодятся вам в процессе работы, были под рукой.
«Обязательно подготовьте для себя стакан воды или чая. И помните, что жевать что‑либо, даже если вы очень голодны, и издавать какие‑то посторонние звуки во время видеосвязи недопустимо. Микрофон усилит всё это многократно, поэтому, даже если вы решили сделать глоток воды, лучше на это время отключить микрофон».
Этим же правилом стоит воспользоваться, если вы собираетесь что‑то печатать на клавиатуре во время видеоконференции.
Этикет и мессенджеры
Очень часто рабочее общение уходит во всевозможные мессенджеры. В обычной жизни эти площадки используют для неформального общения, а потому вести официальные диалоги в таком формате становится довольно сложно. Главное, о чём стоит помнить: если нужно сообщить что‑то срочное, ни в коем случае нельзя записывать голосовое сообщение без разрешения того, кому оно адресовано.
Если же ваш собеседник согласился на звуковое сообщение, после того как вы его записали и отправили, нужно подвести некий итог всему сказанному с помощью резюмирующего текстового сообщения.
«Кроме того, на этой площадке нельзя злоупотреблять смайликами и эмодзи и отправлять в общий чат с коллегами видеозаписи или картинки, которые не касаются деловых вопросов. Даже если на ваш взгляд это выглядит очень забавным, – подчёркивает Дарья Косова. – Это не соответствует моменту и может отвлекать ваших коллег от работы».
Определяем границы рабочего времени
Работая дома, довольно сложно придерживаться чёткого режима. Если в офисе всё понятно, то дома приходится себя дополнительно организовывать, чтобы не отвлекаться и, как ни странно, вовремя останавливаться. Некоторые руководители считают вполне допустимым звонить после десяти вечера и нарушать таким образом личные границы подчинённых.
О времени коммуникации нужно договариваться на берегу. Лучше всего для общения подходят утренние часы. При этом звонить и писать по деловым вопросам в нерабочее время не стоит.
«Если ситуация действительно срочная, то нужно соблюдать определённый протокол. Сначала нужно написать электронное письмо. Если на него нет скорого ответа, напишите в мессенджер. Если и там человек оперативно не ответил, а дело не требует отлагательств, можно позвонить ему в нерабочее время, конечно, извинившись. Во всех остальных случаях нужно беречь покой и нервы коллег», – советует специалист.
Анастасия Состина