«Маленькое строительное чудо». Белгородские власти обеспокоены спадом в ИЖС
Чтобы выполнить цели нацпроекта «Жильё и городская среда», Белгородской области может не хватить более 300 тысяч квадратных метров жилья
-
Статья
-
Статья
За последние пять лет выдача новых земельных участков под ИЖС в регионе сократилась более чем вдвое. В региональном правительстве рассчитывают на программу сельской ипотеки, чтобы ликвидировать отставание и вернуть интерес к индивидуальной застройке.
Уложиться в цели
В 2019 году в Белгородской области построили 1 млн 260 тыс. кв. м жилья, выполнив только на 87 % цели нацпроекта «Жильё и городская среда». Поставленная федеральными властями задача на 2020 год – более 1,6 млн «квадратов». На совещании с правительством 25 февраля губернатор Евгений Савченко заявил, что региону нужно уложиться в цели нацпроекта.
Первый замначальника департамента строительства и транспорта Александр Шаталов рассказал, что, по их прогнозу, в 2020 году удастся построить 190 тыс. кв. м многоквартирного жилья – это примерно соответствует объёмам годовых продаж.
За последние пять лет в среднем в Белгородской области продавалось по 3 360 новых квартир общей площадью 167 тыс. кв. м. Сейчас затоваренность рынка составляет около 2,6 года – это срок, за который будет распродаваться накопленная у строителей жилплощадь. В этой связи в правительстве не видят смысла дополнительно стимулировать рост многоквартирного строительства, оставив его в пределах 200 тыс. кв. м в год.
Чтобы дотянуть до целей нацпроекта, в регионе хотят возродить спрос на индивидуальные дома. Согласно предложенному федеральными властями плану, Белгородская область в 2020 году должна ввести 190 тыс. кв. м в многоквартирных домах и более 1,4 млн «квадратов» в ИЖС.
Александр Шаталов отметил, что при текущих темпах строительства области не хватит около 300 тыс. кв. м в ИЖС. Это связано с тем, что в последние пять лет выдача новых участков под собственное строительство неуклонно падает. Так, в 2015 году выдали 5 573 участков, а в 2019-м – всего 2 075.
Сейчас в стадии строительства находятся индивидуальные дома на 2 млн 588 тыс. кв. м, однако только 1,2 млн в высокой готовности, когда построена уже коробка. В домах на 587 тыс. кв. м только заложен фундамент, а на 738 тыс. кв. м вообще не начинались работы. Поэтому потенциал ИЖС в регионе сейчас сильно ограничен.
«Во‑первых, повлиял кризис 2014–2015 годов. У людей упали доходы и покупательская способность – мы это сразу почувствовали на сокращении выдачи участков. Жители области уже просто не смогли строиться так же активно, как раньше: потребительские кредиты подорожали, как и ипотека. С того времени по инерции у нас и идёт постоянное снижение», – отметил Александр Шаталов.
Иллюстрация Сергея Шевченко
Надежды на льготы
В белгородском правительстве очень рассчитывают на предложенную правительством РФ льготную ипотеку для селян под 2,5–3 %. Сейчас Россельхозбанк получил уже около 1 тыс. заявок, 220 из них одобрили, хотя денег ещё нет: все ждут уточнения финансирования.
«Чтобы выполнить контрольные цифры нацпроекта, нам не хватает порядка 340 тыс. кв. м. Средний дом у нас – около 100 кв. м. Строительство 3 тыс. домов, которые мы просим профинансировать области по сельской ипотеке, поможет нам выполнить поставленную нацпроектом задачу», – добавил Шаталов.
В отличие от старых способов возведения домов (люди в основном строили сами), по условиям сельской ипотеки строить их должны организации. В департаменте строительства уже нашли ряд компаний, которые готовы взяться за ИЖС по приемлемым для людей ценам. При этом такой способ строительства позволит быстро, в течение одного сезона возводить и сдавать дома.
«Я прошу сделать небольшое строительное чудо в 2020 году по индивидуальному жилищному строительству. Люди, которые хотели построиться, уже построились. Теперь нам надо изучить резервы», – отметил губернатор Евгений Савченко.
Глава региона согласен с департаментом строительства, что потенциала роста у многоквартирного строительства нет. В то же время и классический хозяйственный способ индивидуального домостроения, по мнению Евгения Савченко, уже перенасыщен.
«Сейчас люди хотят, чтобы недорогие инструменты ипотеки перенесли с многоквартирного жилья и на ИЖС. Это наши планы, и это наши резервы. Я прошу сосредоточить на этом усилия и выделить план для каждого муниципалитета, чтобы главы знали, сколько нужно построить, и отвечали за эту цифру, – отметил губернатор. – Главное, что потребительский спрос на индивидуальное жильё есть».
Проект с дешёвой сельской ипотекой под 3 % действительно оказался очень востребован. Однако планы областного правительства по массовой выдаче таких кредитов пока под вопросом. Изначально федеральные власти выделили на всю страну субсидии на эту ипотеку в размере лишь 1 млрд рублей. Белгородская область неформально считалась пилотным регионом этого проекта.
Эти деньги идут банкам на компенсацию разницы между обычной ипотечной ставкой (около 9 %) и той, под которую выдаётся кредит (2,5–3 %). Те 3 тыс. льготных кредитов, которые хочет получить Белгородская область, – это примерно половина всей субсидии по стране. Уже в обновлённом кабинете министров говорили о желании увеличить финансирование этого проекта с 1млрд до 5 млрд рублей, однако конкретных решений пока не принято.
И. о. начальника департамента АПК Юлия Щедрина рассказала, что Минсельхоз (курирует сельскую ипотеку) провёл 21–22 февраля в Москве совещание, на котором замминистра сельского хозяйства Оксана Лут отметила, что если увеличения финансирования не будет, то на регион выделят квоту только на 150 кредитов.
Евгений Савченко заявил о готовности направить письма как в Минсельхоз, так и лично премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой увеличить финансирование программы на фоне большой популярности таких кредитов по стране. Тем временем в целом по России подали заявки на льготное кредитование уже более 17 тыс. россиян.
Сергей Шевченко