Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 ноября 2019,  17:45

Юрий Галдун: Белгород – город на светлой стороне

Мэр Белгорода – об общественном транспорте, ливневой канализации и свободном времени

Юрий Галдун: Белгород – город на светлой сторонеМэр Белгорода Юрий ГалдунФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Юрий Галдун, возглавивший администрацию Белгорода в марте 2019-го, на встречу в редакцию пришёл пешком. Во‑первых, потому что считает пешие прогулки полезными для здоровья, а во‑вторых, потому что хороший градоначальник должен знать свой город не только из окна автомобиля.

О кадрах

— Юрий Владимирович, вы являетесь инициатором реформы, в ходе которой в областном центре упразднят комитеты по управлению Восточным и Западным округами, заменив их почти тремя десятками управ. Как вы оцениваете ход реформы?

— Всё идёт по плану. С 1 января 2020-го в городе появятся 27 управ – каждая на территории закреплённого за ней округа. Большинство из них к этому моменту будут укомплектованы штатом. В первую очередь будем набирать людей, которые любят город, которым не безразлична его повседневная жизнь. Всему остальному – как эту любовь к городу преобразить в работу на благо горожан – мы их научим. 

— Городская администрация сегодня испытывает кадровый голод?

— Безусловно. Как все. Сегодня это проблема любого бизнеса, любой структуры, любого муниципалитета.

— Приход нового руководителя – это всегда обновление команды. С вашим приходом в администрации Белгорода тоже прошли кадровые перестановки. По каким критериям вы отбираете людей для работы в своей команде? Что требуется от кандидата, который хочет с вами работать?

— Компетентность. Доброжелательность. Чистоплотность. Вот три принципа. 

— У вас есть лозунг, которым вы руководствуетесь? 

— Я вступил в должность под музыку фильма «Звёздные войны». Поэтому наш лозунг звучит так: «Белгород – город на светлой стороне». Очень хороший лозунг. 

 

Ул. 5 Августа в Белгороде Ул. 5 Августа в Белгороде / Фото: Владимир Юрченко

О проблемах агломерации

— С приходом на должность мэра вы увидели проблемы города, которые раньше не замечали?

— Нет, я их знал. Так сложилось, что в эту реку я вошёл второй раз (в 2012–2013 годах Юрий Галдун возглавлял городской департамент строительства и архитектуры, затем был первым вице-мэром – прим. ред.) и хорошо понимаю проблемы города. Во‑первых, проблема ливневой канализации, точнее – её отсутствия. Во‑вторых, общественный транспорт, который должен нравиться горожанам. 

Наконец, третья проблема – кварталы дээскашных домов – так называемых панелек. В перспективе 10–15 лет нужно решать вопрос о капитальном ремонте тех домов, которые в принципе пригодны для дальнейшего проживания, и сноса (а значит, и расселения) тех, с которым ничего сделать нельзя. В основном это безобразные дома, портящие облик города. 

— Вы имеете в виду дома, которые построили в 1990-х и 2000-х? 

— Прежде всего именно их. Я не говорю о наших Черёмушках: несмотря на то что эти панельные дома построены на 25–30 лет раньше, они ещё выглядят прилично, и в них можно жить. Я говорю о более современных, на скорую руку сделанных домах.

 

Ул. Шершнёва в Белгороде Ул. Шершнёва в Белгороде / Фото: Владимир Юрченко

Об автобусах

— Белгородцы традиционно критикуют состояние городского транспорта. У этой проблемы есть решение?

— Я уверен, что ситуация с общественным транспортом скоро изменится. Мы обсуждали с губернатором вопрос с общественным транспортом поздно вечером в пятницу, а уже в воскресенье, в обед, он позвонил мне и навскидку изложил набор тезисов о том, как решить вопрос справедливой оплаты для перевозчиков. 

— Именно для перевозчиков? 

— Понимаете, основная проблема белгородского транспорта сегодня состоит в том, что наши водители вынуждены рвать деньги. Но обвинять их в этом нельзя: они стали такими не от хорошей жизни. За ними стоят семьи, кредиты, необходимость ремонтировать свой транспорт. И потому нет ничего удивительного, что они нарушают все мыслимые правила, подрезают друг друга, стремясь заполучить больше пассажиров, причём именно за наличные деньги – безналичная оплата им не нужна.

Сейчас водитель автобуса ездит по городу не для того, чтобы перевезти жителей. Он просто участвует в ежедневной гонке за рублём. Основная его задача – собрать как можно больше наличных денег. Отсюда в том числе и жалобы на отсутствие автобусов в вечернее время после окончания часа пик: водителям неинтересно ездить без должного количества пассажиров.

 

Юрий Галдун: Белгород – город на светлой стороне - Изображение Фото: Павел Колядин

 

— И как с этим быть?

— Возьмём некий маршрут. Водитель автобуса должен знать: если в течение дня он проедет по маршруту восемь раз в назначенное время, соблюдая все правила дорожного движения, имея чистый салон и вежливо общаясь с пассажирами, он получит достойную зарплату вне зависимости от того, сколько пассажиров он перевёз. То есть водителя нужно поставить в условия, при которых быть чистым, пунктуальным и вежливым будет выгодно. В ближайшее время мы предложим соответствующий механизм мотивации водителей. 

— А водители автобусов к этим новациям, включая отказ от наличной оплаты, готовы?

— Нет, конечно. Сегодня в кармане водителя – наличные рубли. А будут – переводы безналом. Кому это понравится? Именно поэтому нам нужна поддержка жителей, в первую очередь – оплачивать проезд банковской картой. Решение о том, каким должен быть общественный транспорт, должны принимать не 450 водителей автобусов, а 397 тыс. горожан. 

— В Белгороде появятся ночные автобусы?

— Обязательно. Это необходимость для города. Уже с 1 января будут ночные маршруты, который свяжут аэропорт и Харьковскую гору, железнодорожный вокзал и Болховец. Сейчас мы анализируем места ночного передвижения людей, чтобы сформировать соответствующие транспортные узлы. 

 

Юрий Галдун: Белгород – город на светлой стороне - Изображение Фото: Павел Колядин (архив)

О трафике 

— Вас устраивает белгородский трафик?

— У нас в городе есть проблема заторов. Причины понятны: в агломерации построено много жилья, а значит, мы сталкиваемся с маятниковым движением в утреннее и вечернее время, когда люди едут на работу. Но это вопрос, на который есть решение. 

— Нужны какие‑то новые подходы?

— Нет, изобретать велосипед как раз не надо. Всё придумано до нас. Это усовершенствование самой транспортной сети. Это платный въезд в центр города. Это налаживание работы общественного транспорта с перехватывающими парковками. Это строительство детских садов, школ и торговых центров по периметру города. При этом важно сделать так, чтобы одно мероприятие согласовывалось с другим. Чтобы общественный транспорт заработал как надо, нужно сначала построить перехватывающие парковки, которые позволят оставить на них автомобиль, сесть в автобус и с комфортом доехать до нужной точки.

Внедрение этих принципов приведёт к тому, что движение в город и из города станет приемлемым для областного центра. Весь мир через это прошёл, и мы пойдём тем же путём.

— А бюджет города выдержит все эти мероприятия? 

— Выдержит. Разумеется, не без помощи областного бюджета, но – выдержит. У нас пути другого нет.

 

Белгородский проспект Белгородский проспект / Фото: Павел Колядин

О ливнёвке и дворах

— Любой затяжной дождь в Белгороде становится проблемой для пешеходов. Есть ли надежда, что в городе появится ливневая канализация? 

— Мы уже начали эту работу. С помощью квадрокоптера получили своего рода карту, которая отражает весь сложный рельеф нашего города. Ливнёвку нужно строить там, где после дождя течёт вода. Наша задача – обнаружить эти склоны и линии, нанести их на карту, посмотреть, как они сочетаются с существующими элементами ливневой канализации – и уже затем будет план реконструкции и оценка стоимости работ. 

Главное – не заниматься точечным решением проблем. Это не даст желаемого результата. Чтобы ливневая канализация заработала, нужно сначала делать основную магистраль, а не второстепенные линии сбора по улицам. Проложим магистраль – затем к ней протянутся второстепенные «лучи». Даже без помощи федерального и регионального бюджетов проблема будет решена силами города в течение семи-восьми лет. 

— Один из наших сотрудников уже несколько лет пытается отстоять зелёную зону под окнами квартиры своей пятиэтажки. То, что когда‑то было газоном, из года в год вытаптывается автомобилями. Призывы к автовладельцам не работают, обращения в управляющую компанию остаются без ответа. Как избавиться от таких самостийных парковок? 

Юрий Галдун: Белгород – город на светлой стороне - Изображение Фото: Павел Колядин

 

— За нарушения нужно штрафовать. Человек, который получил штраф, зная о неотвратимости наказания, второй раз машину на газон уже не поставит. И тут мы, кстати, выходим на то, чем должны заниматься управы. Каждый день (подчёркиваю: в ежедневном режиме!) по двору должен пройтись сотрудник управы. Сегодня – в 10 утра, завтра – в полдень, послезавтра – в вечернее время. Вечером сотрудник управы обратит внимание на неправильные парковки, ближе к ночи – на нетрезвые компании или пивнушки, которые раздражают людей. Управа должна знать проблемы конкретного двора в разное время суток и решать их. 

В приведённом вами примере в первую очередь нужно обращаться в управляющую компанию. Если на обращения не реагируют – обращайтесь в управу: мы будем убеждать людей прекратить с такой управляющей компанией отношения. 

— В своё время вы пообещали блогеру Варламову вернуть зебру на Белгородском проспекте – там, где сейчас подземный переход, который ведёт к центральному рынку. Это обещание остаётся в силе?

— Да, там будет зебра и светофор по вызову. Я не знаю, правильное это решение или нет. Решать должны горожане. Именно поэтому подземный переход мы пока закрывать не будем. Но Варламов прав в том, что если 70-летней бабушке удобно идти по зебре, а не спускаться под землю, значит, это удобно и остальным горожанам.

Да, машинам придётся останавливаться перед этим переходом. Да, они будут недовольны. Да, последует критика в соцсетях. Но город должен быть удобным в первую очередь для пешеходов.

 

О внешних связях

— Что Белгород может позаимствовать у своих соседей – Воронежа и Курска? 

— В Курске мне интересна архитектурная подсветка города. В части светотехнических решений куряне на два шага впереди нас, и мы должны перенимать их опыт. Понятно, за электроэнергию нужно платить, и она дорогая. Но технологии постепенно дешевеют: сегодня можно делать прекрасные вещи за относительно небольшие деньги.

У Воронежа мне нравится отношение к старым зданиям. Но опять же сравнивать Белгород с Воронежем нельзя: он меньше пострадал в годы войны. У нас старых зданий не так много, а в Воронеже сохранились целые улицы с исторической застройкой.

— А чему мы можем поучиться у Харькова? Или обсуждать этот вопрос некорректно в силу того, что мы там теперь нежеланные гости?

— Я бы не стал употреблять это слово нежеланные. Надеюсь, нормальные отношения у нас сохранятся. Мы всегда были и останемся добропорядочными соседями. Ездить в соседние регионы, смотреть, учиться и перенимать новое нужно обязательно. 

— Как сейчас складываются отношения с городами – побратимами Белгорода? Или опять же мешает большая политика?

— В этой сфере не надо вообще заниматься политикой и приплетать её. Надо просто с уважением относиться друг к другу – и даже любить друг друга, коли мы побратимы. Основные связи с городами-побратимами проходят в русле культурных, научных и спортивных контактов. К сожалению, постоянных контактов, наполненных динамикой и конкретными делами, с большинством городов-побратимов нет. Три месяца назад мэр Ополе после визита в Белгород предложил сейму продлить наши отношения. Сейчас мы ждём официального решения польской стороны.

Отношения с Херне у нас нормальные, но опять же постоянных поездок и обменов нет. Я считаю, это неправильно. И с немцами, и с поляками нужно дружить. 

 

Юрий Галдун: Белгород – город на светлой стороне - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О мотивации

— Вы много работали в бизнесе. Такая работа приносит менеджерам вашего уровня куда больше доходов, чем должность мэра. В чём в таком случае ваша основная мотивация?

— В честолюбии. В возможности оставить после себя какой‑то добрый след. Мне хочется верить, что раз уж у меня выдалась такая возможность, я смогу сделать на этом посту полезные и нужные горожанам вещи.

— Мэр города – фигура публичная. Вас наверняка часто узнают на улицах. Это мешает? 

— Нет, не мешает. А в чём, собственно говоря, сложность? Люди здороваются и фотографируются – что в этом плохого? Тем более что люди у нас по большей части адекватные и дружелюбные. Бывает, иду по улице – останавливается машина, выходят люди и руки жмут: спасибо вам! Я, правда, пока не понимаю за что: мне кажется, ещё ничего не сделано, за что меня бы следовало благодарить.

— Белгородцы внимательно следят за действиями власти. И если раньше её критиковали на кухнях или на скамейках у подъезда, то сегодня эта критика постоянно звучит в социальных сетях. Мэра и мэрию критикуют много и охотно. Как вы к этому относитесь? 

— Как к неизбежности. Меня критика не раздражает, я даже иной раз прошу, чтобы она продолжалась. Нормальный процесс. Помогает. Есть, конечно, совершенно тупая критика от отдельных ангажированных источников – на неё я просто не обращаю внимания. 

 

На фестивале «Русская каша» 5 августа На фестивале «Русская каша» 5 августа / Фото: Павел Колядин

 

— С момента вступления в должность мэра вам хоть раз приходила в голову мысль оставить эту работу? 

— Отвечаю честно: да, приходила. Много раз. Это плохо. Это, наверное, свидетельствует о слабости характера. У человека, который поставил цель и взял на себя обязательства работать на благо города, не должно быть таких моментов. Но я этих мыслей не боюсь: я заставляю их умирать. 

— Евгений Савченко публично озвучил, что не планирует оставаться на посту губернатора по истечении нынешнего срока. Вы рассматриваете для себя возможность поучаствовать в выборах губернатора осенью 2021 года?

— Маловероятно. Я не вижу здесь никаких условий для себя. 

— Как вы оцениваете политику губернатора?

— Наверное, это прозвучит немного пафосно, но Евгений Степанович для меня Учитель. Это человек, который любит Белгородчину и её жителей так глубоко, что сыграть эту любовь невозможно. Она ощущается в его словах, мыслях, действиях. Я не так часто оказываюсь с ним рядом, но я в состоянии различить фальшь. Он всегда искренен в своих мыслях, словах, поступках. 

При этом вполне возможно, что в его действиях были и ошибки. У него есть противники – те, кто критикуют его за долгое нахождение у власти или за ошибки, совершённые в прошлом. Да, наверное, он сожалеет об определённых вещах, которые были сделаны не так – уже с высоты полученного опыта и прожитых лет. Но это нормально. Все мы через это проходим.

 

Мэр Белгорода Юрий Галдун Мэр Белгорода Юрий Галдун / Фото: Вадим Заблоцкий

О личном

— Вы находитесь в отличной физической форме – следите за фигурой, бегаете, сдаёте ГТО. Сколько времени вы тратите на спорт?

— 45 минут каждое утро. И – если удаётся – 45 минут днём. Удаётся примерно через день. При этом я не считаю себя таким уж спортивным человеком. Это просто нормальный образ жизни, как я его вижу. К тому же любой спорт дисциплинирует: не зря же говорят, что в здоровом теле – здоровый дух. 

— У вас два сына. Чем они занимаются?

— Они обычные люди. Работают в Москве в частных компаниях: один – экономистом, другой – в сфере логистики. 

— Чего вам сегодня не хватает в жизни?

— Как обычному человеку, мне не хватает свободного времени, чтобы почитать хорошую книгу. А как мэру – не хватает федеральных и региональных субсидий, которые позволили бы воплотить все задумки. Впрочем, если бы мне эти субсидии дали, то и Бог с ним, со свободным временем.

Беседовал Олег Шевцов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×