«У нас всё работает как часы». Что выращивает в теплицах чернянский фермер Сергей Косов
Он рассказал «Белгородской правде», как пришёл к тепличному хозяйству
-
Статья
-
Статья
Фермерское хозяйство из села Ольшанки – это примерно полгектара теплиц, в которых выращивают, как говорит владелец, стратегические культуры – цветы (в основном петунии) и огурцы. В довесок к ним идут помидоры и болгарский перец, а скоро территорию украсит оранжерея с тюльпанами.
Опытным путём
К земле Сергея Косова тянуло всегда, поэтому после окончания лесхозтехникума он устроился на работу инспектором в Чернянское лесничество. Однако через пять лет уволился. Всему причиной тепличное хозяйство родственников, к которым он часто приезжал в гости в Краснодарский край: возможность заниматься своим делом и не ограничивать себя должностными обязанностями привлекала настолько, что молодой человек начал потихоньку строить теплицы в родной Ольшанке. Заодно учился у родных растениеводству.
«Я ушёл из лесничества не на пустое место. В 2012-м, на момент увольнения, у меня уже стояло четыре деревянные теплицы, где пробовал выращивать цветы, – рассказывает Сергей. – Правда, первый опыт оказался неудачным. Сначала сеял в обычный грунт, потом – в грунт с песком, затем – чисто в песок, а нужного результата не было. И только на четвёртый год посеял в торф, что сразу отразилось на всхожести. Вообще, всего добивался опытным путём».
С годами увеличивалось и количество теплиц, и объёмы продукции ольшанского фермера. Сейчас он выращивает больше 60 тыс. цветков в год, среди которых преобладают петунии, меньшие площади занимают бархатцы, виола и сальвия. Совершить такой прорыв в развитии помогла в 2020 году государственная поддержка в виде гранта на 3 млн рублей, полученного. На них Сергей установил ещё четыре теплицы с оборудованными системами отопления, освещения и капельного полива.
«Благодаря специалистам управления сельского хозяйства и природопользования, лично главе администрации Чернянского района Татьяне Петровне Кругляковой и её заместителю Анатолию Сергеевичу Елфимову, которые всесторонне помогали в оформлении заявки на получение гранта, составлении бизнес-плана, мне удалось сделать хороший шаг вперёд, – признаётся Косов. – Из своих средств тяжело строить, оборот небольшой плюс надо ещё год прожить, поэтому выдёргивать деньги из собственного кармана, чтобы вложить их в развитие, непросто».
Самое главное – отопление
Что самое важное в оборудовании теплицы? Сергей считает, что главная задача – не доступ к свету обеспечить растениям, как утверждают некоторые любители, а грамотно сделать отопление, потому что недостаток света всегда можно компенсировать теплом, а недостаток тепла светом не заменишь.
«Если будет холодно, ничего не получится. К тому же сегодня есть сорта огурцов и томатов, прекрасно подстроенные к нашей световой зоне, – так называемые сорта укороченного светового дня», – говорит Сергей.
Каждый год он сеет один и тот же набор цветов, с ними фермер не экспериментирует, а с овощами позволяет себе сортовое разнообразие. Лишь белфорт (сорт томатов) на тепличных грядках растёт с завидным постоянством, а всё остальное – полёт мысли.
Казалось бы, свободного времени, учитывая круглогодичный режим работы, остаётся совсем мало, но Сергей решил занять его до отказа. Речь об оранжерее, металлический каркас которой установлен рядом с теплицами.
«Дело в том, что петунии я сею ориентировочно с 1 до 15 февраля, активный сезон продаж начинается с мая и заканчивается в конце ноября. Чем‑то надо заполнить пустые месяцы – пусть это будут тюльпаны к Международному женскому дню! – объясняет своё решение фермер. – А после 8 марта идёт пикировка петуний, то есть все окошки закрыты».
Как швейцарские часы
У Сергея 16 теплиц, в пяти выращивает цветы, в остальных – огурцы, помидоры и перец. Строго соблюдает трёхпольный севооборот, помогающий избавиться от многих заболеваний и не использовать агрохимию, которая, по словам Сергея, имеет свойство накапливаться в теплицах.
«Возьмём, допустим, паутинного клеща – бич всех фермеров. Я эту проблему решил раз и навсегда, но раскрывать секрет не буду, извините, – продолжает Сергей Косов. – Кстати, избавился от него тоже опытным путём».
Мой собеседник показывает первые теплицы с примитивными печками. В новых, построенных на средства гранта, уже стоят промышленные полуавтоматические котлы с дровяным отоплением. Почему дрова?
«С дровами спокойнее. С ними я независим от топлива и стагнаций рынка, – утверждает Сергей. – У меня есть работник, который следит за температурой в помещениях и, если надо, подкидывает дрова. А в телефоне установлено приложение, оповещающее о снижении температуры онлайн».
За девять лет теплица заметно истрепалась. Здесь фермер полностью поменяет сгнившие рейки, стропила – и она прослужит столько же, уверен Косов. Однако со временем, когда придут в негодность дубовые балки, всё‑таки намерен строить теплицы из металла. Уже может себе позволить.
«Общаюсь с другими фермерами из разных регионов страны, и они говорят, что очень проблематично получить грантовую помощь. У нас же всё работает как швейцарские часы, – завершает разговор Сергей Косов.
Владимир Писахов