Как фермер из Алексеевки выращивает чеснок
На чесночных полях Сергея Букаренко в селе Жуково побывали «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Поладить с острой на язык культурой, да ещё добиться от неё урожаев в промышленных масштабах – задача не из лёгких. И вроде нетребователен чеснок к климатическим условиям, и технология его выращивания несложная – но требует к себе много внимания и ручного труда.
По старому обычаю
«Я начинающий фермер. Выращиванием чеснока занимаюсь с 2018 года», – с ходу докладывает Сергей Викторович.
Его верный грузовой УАЗ подпрыгивает на ухабах и недовольно грохочет, но покорно везёт нас прямо по полю туда, где трактор досевает последние мешки ароматных зубчиков. Хотя, конечно, сам трактор мало участвует в процессе. Его задача лишь тащить за собой особый посевной агрегат. На запятках сеялки стоят два человека. Они следят за исправностью техники и подсыпают в бункеры новые порции чеснока.
«На Покров сеем, как полагается по старым обычаям, – улыбаясь, сообщает Букаренко. И поясняет: – До морозов чеснок должен укорениться. Корневая система у него мощная – влагу из глубины почвы достанет. Но всё равно хорошо бы, чтобы дождиком сверху прибило».
В этот же момент с неба, как по волшебству, начинает моросить. Правда, недолго – уже через пять минут пашню освещают скудные лучи осеннего солнца. А трактор между тем останавливается на окраине поля – пополнять бункеры удобнее во время остановок.
Хороша «любаша»
«У нас вся одежда чесноком пропахла, и волосы тоже. Дома моешься-моешься – бесполезно. Всё равно запах остаётся», – смеётся один из помощников механизатора Сергей Бражко.
Его коллега Василий Закирко согласно кивает, а тракторист Александр Демьяненко отчитывается фермеру: остался ещё один круг – и баста! Итого чесноком получилось засеять 6 га.
«На остальной части поля будет ячмень и озимая пшеница. Одним чесноком заниматься опасно, надо иметь в обороте и другие культуры», – поясняет Сергей Викторович.
В этом году, например, хорошо подрос в цене подсолнечник: с 15 до 28 тыс. рублей за 1 тонну. На нём фермер и выехал. А чеснок даже не пришлось продавать как товарный, его разобрали на семена. Осталось немного для собственных посевов.
«У нас в этом сезоне хорошие семена – первой репродукции. Сорт украинский, районированный для нашей местности – «любаша». Видите, какие крупные зубчики? Их в головке всего по четыре, что говорит о качестве», – хвастается Сергей Викторович.
Начало
По образованию Букаренко бухгалтер, окончил Харьковский сельхозинститут. Всю жизнь проработал в сельском хозяйстве, причём на руководящих должностях (17 лет – главным бухгалтером), заниматься фермерством ещё три года назад он даже не помышлял. Однажды пришлось уйти с работы, чтобы ухаживать за тяжело больной женой. А через год встал вопрос: чем заниматься дальше? Когда узнал, что в области дают гранты на выращивание чеснока, решил попробовать:
«Обратился в управление сельского хозяйства, а они говорят: давай, пиши бизнес-план!»
Написал, успешно защитил и в 2018 году получил грант – 1,5 млн рублей.
На стартовый капитал Букаренко купил трактор, прицепной сельхозинвентарь для обработки посевов и калибровочную машинку для чеснока. Чеснокосажалку решил брать в аренду: это выгоднее, чем покупать новую. На специальный уборочный комбайн тоже не счёл нужным тратиться – не те объёмы. Хорошим подспорьем стало поле у села Жуково, земля была у начинающего фермера в собственности. Ещё имелось помещение под склад для будущей сельхозпродукции в соседнем селе Бубликово.
Первый урожай
«Семена купил у другого алексеевского фермера, и в зиму 2018 года первый раз посеяли мы чеснок», – рассказывает Сергей Викторович.
В июле собрали первый и весьма неплохой урожай – 9 тонн ароматных головок. Но с посевами пришлось повозиться: помимо нескольких механических боронований и подкормки, они требуют много ручного труда. Нужно разобрать головки на зубчики перед посадкой, потом пустить людей за сеялкой по каждому ряду. Кое‑где посевной материал остаётся на поверхности, и его надо воткнуть в землю. Летом – несколько раз прополоть чесночную плантацию и обломать стрелки, чтобы сила растений шла не в семена, а в головки. Потом собрать урожай за подкапывателем, снести его в одно место, увязать в пучки, загрузить на машины и доставить на склад. А после двухнедельного дозревания вручную обрезать сухие стебли и упаковать головки в большие сетчатые мешки. Для всех этих работ Букаренко пришлось нанимать местных работниц.
«Можно, конечно, уйти от ручного труда, есть ведь спецтехника: тот же уборочный комбайн и машинка для разделывания головок на зубки. Но для наших объёмов это будет нерентабельно», – рассуждает Сергей Викторович.
Однако о развитии производства в сторону переработки он уже подумывает. Вместе с коллегами-фермерами Букаренко создал кооператив, через который аграрии в будущем планируют просить грант – на постройку хранилища, организацию вакуумной упаковки и консервирования продукции.
Что дальше
Кроме своей земли, фермер обрабатывает и несколько соседних полей, которые взял в субаренду. Это удовольствие не из дешёвых, да ещё платить надо не после уборки урожая, а по весне, когда у аграриев в карманах пусто. Приходится брать кредиты.
«Пытаемся выживать, – вздыхает Букаренко. – Хотим на следующий год ещё луком заняться».
Мечтает он и о перце с баклажанами. А для этого нужно организовать в поле капельный полив. Поблизости есть подходящая земля, но получить её в аренду пока не удаётся.
Хорошо, что хоть чеснок неприхотлив: чтобы не обмануть ожиданий, ему, по словам фермера, хватит и двух хороших дождиков за лето. Болезням эта культура мало подвержена – разве что мучнистая роса может напасть, но Букаренко использует фунгициды.
«А гербициды ни в коем случае не применяю. Только микроподкормка. Так что продукт у нас экологически чистый. И злой – как надо!» – улыбается фермер.
И признаётся, что уже не представляет свои поля без чеснока. Тем более что материальные затраты на его выращивание окупаются, и даже немного на развитие остаётся.
«На Land Сruiser, правда, пока не хватает. Значит, буду вкладывать в производство», – смеётся Сергей Букаренко.
Тамара Акиньшина