«Азия» на грядке. Как семья Лазаренко превратила заброшенные огороды в клубничную поляну
Чтобы познакомиться с Татьяной и Михаилом, «Белгородские известия» отправились в село Хмелевое Корочанского района
-
Статья
-
Статья
Таня и Миша женаты три года – расписались в красивую дату 18.08.2018. Свадьбу гуляли в лучших традициях – три дня. Гостей было много, и молодым подарили приличную сумму. Они решили не тратить их попусту, а вложить в дело.
Всё началось со свадьбы
«Мишка подумал, что стоит заняться клубникой, я поддержала», – говорит Таня.
Идея понравилась и сельской администрации – глава Бубновского сельского поселения Наталья Горностаева помогла с организационными вопросами.
На окраине села Хмелевого Михаил выкупил заброшенный дом с большим деревенским огородом, где и началась их клубничная история.
«Для начала надо было расчистить участок, тут бурьян был с меня ростом и деревья как вон там», – говорит Михаил и показывает на соседний огород, захваченный одичавшей растительностью.
В работу включились и родители. Вместе косили сорняки, пилили деревья и выкорчёвывали пни, выкапывали резервуар для воды. Когда за бурьяном, наконец, показалась земля, был уже конец сентября. За рассадой Миша поехал в Краснодар.
«В идеале клубнику сажают в августе, мы посадили поздновато, – признаётся он. – Всё делали вручную. Первый год приживалась она плохо, пока растения привыкали. А в этом году какая зима была экстремальная! Снега не было, зато дожди и морозы. У многих на огородах клубника помёрзла, а у нас всё нормально. Выпады есть, но в целом я доволен. В этом году думаю ставить снегозадержание и ветрозащиту по краям посадки».
Первый урожай был небольшим, собственно, на ягоды несильно и рассчитывали, больше на усы.
«Рассада дорогая: в Краснодаре 30–35 рублей за кустик, из Европы ещё дороже, – продолжает он. – Мы третий год этим занимаемся, уже много участков нашей рассадой засажено».
Михаил с отцом придумали и изготовили установку, которая цепляется на трактор и формирует грядки, натягивает плёнку и прокладывает ленту для капельного полива. Ручного труда стало заметно меньше.
«Машенька» для жены
Михаил – технолог молочно-мясного производства. Знания о клубнике и технологиях черпал из книг, статей, консультаций с агрономами, теперь уже добавился и личный опыт.
За первым участком выкупили соседние. Лет 20 ничего на них не сажали – идеальные условия для экологически чистой ягоды, и для сорняков, конечно.
«Неделю назад была идеальная чистота, а дожди прошли – и опять полоть пора. Вы сорняки не фотографируйте, – просит хозяин, хотя мой неискушённый взгляд сорняки не особенно ранят. – Химией я не пользуюсь принципиально: у меня ребёнок с грядки клубнику ест».
Пока мы ходим по полю и разговариваем про сорта, полуторагодовалая Варя, присев на соломе, наворачивает ягоды из обеих рук. Да, любит её не только Варя, но и всякие муравьи, медведки и прочие крылатые-ползающие.
«Борюсь с ними с помощью специального грибка, его в органическом земледелии используют», – продолжает Михаил.
На грядках 15 сортов, на каждый – табличка и журнал учёта: урожайность, вкусовые качества, выживаемость.
«Всё не просто так, научный подход, – улыбается хозяин и ведёт угощать ягодами, попутно рассказывая о сортах. – Вот эта нейтрального светового дня, эта – короткого светового, до первых заморозков плодоносит, сборы заканчивают в –3 °С, – продолжает он. – «Альба», «азия», «маджестик», вон та – промышленный сорт, даёт высокую урожайность, красивая, крупная, но по вкусу до «машеньки» недотягивает. Пробуйте! Какая нравится?»
Все как с картинки – крупные, ровные, упругие и обалденно пахнут.
«Вот любимый сорт моей жены – «машенька», – протягивает он тёмно-бордовую ягоду. – Прям клубника-клубника. Наш сорт московской селекции, знакомая дала, она тоже клубникой увлекается, я его немного размножил и ещё буду».
«Машенька» действительно самая клубничная из всех клубник. Я уверенно срываю с куста очередную и наслаждаюсь вкусом.
— А это другой сорт – «мурано», вы самую зелёную сорвали, – улыбается хозяин.
— Как зелёную, если она красная? И сладкая к тому же, – отвечаю я.
Так себе из меня аграрий.
Результатами довольны
Июнь – июль – сезон ежедневного сбора. Подключаются обе мамы, Михаил, иногда Татьяна с Варюшей.
«Ставим ей палатку между рядков, берём короба и обходим грядку за грядкой. Наполненные короба между рядами ставим. Потом собираем в пластиковые ящики и в таком виде отдаём покупателям, – говорит Таня. – У нас сорта лёжкие – если сегодня не успели ягоду собрать, она и до завтра на кусте повисит».
На сборе поднаторели так, что за пару часов успевают обойти все ряды. Покупатели приезжают домой или на поле.
— На сбор не приглашаете? – спрашиваю Михаила.
— Да у нас объёмы не те. Было бы хотя бы тонны три в день, тогда да. Но мы к этому придём», – уверенно отвечает он.
И намечает задачи до конца года: расчистить соседний участок, поставить теплицу, закупить необходимый инвентарь для рассады и уже в этом году продавать не только ягоду, но и усы.
Урожай оптом и в розницу разбирают прямо с поля. В День России пригласили на ярмарку в Яблоново – там распродали всё, что было. Как говорит Михаил, рынок открыт.
«На прилавках процентов 80 клубники импортной, вы попробуйте их ягоды и наши и поймёте разницу. Те, кто у нас покупает, возвращаются снова. Люди готовы платить за вкусную настоящую клубнику», – продолжает он.
В развитие своего дела семья вложила уже больше 2 млн рублей, и, хотя вложения ещё не окупились, Михаил говорит, что доволен тем, что получается и как получается.
— Надо бы запустить рассаду, это ещё 250 тыс. рублей, – подсчитывает он.
— Когда всё окупится, как думаете?
— Хотелось бы уже в следующем году, – прикидывает он.
В планах семьи Лазаренко дорасти до серьёзного клубничного хозяйства, а может, и до кооператива. Видя, как всё спорится у Михаила и Татьяны, клубничным делом заинтересовались друзья семьи и односельчане. Заброшенные дома с участками в деревне пока ещё есть.
Ирина Дудка