В Белгородской области снизилась сумма поступающих в бюджет налогов
-
Новость
-
Новость
Основной приток финансов в регион в начале 2023 года обеспечивают федеральные поступления, а вот после введения единого налогового платежа поступления по налогу на доходы физических лиц упали втрое.
Минфин Белгородской области опубликовал отчёт об исполнении консолидированного бюджета региона по итогам I квартала 2023 года.
Он включает в себя бюджет области и всех 22 муниципалитетов.
Общий объём доходов бюджета вырос по сравнению с I кварталом 2022 года с 11 млрд 972 млн до 16 млрд 275 млн рублей. Однако сам по себе рост не отражает реальную ситуацию в экономике. Если за первые три месяца 2022 года область получила только 1 млрд 340 млн рублей из федерального бюджета, то в 2023-м объём поступлений увеличился почти в 10 раз – до 12 млрд 616 млн рублей. Это связано с финансированием мероприятий по обеспечению безопасности и восстановлению жилья, уничтоженного при обстрелах приграничной территории.
А вот собственные доходы области пока невысоки, что объясняется целым рядом объективных факторов. Поступления по налогу на прибыль в начале года традиционно невелики (в I квартале 2022-го было 1 млрд 340 млн), но сейчас, с учётом непростой ситуации для горно-металлургической отрасли, регион не только не получил, но и вернул налогоплательщикам переплату налогов на прибыль в размере 689 млн рублей.
Всего же за 2023 год правительство рассчитывает получить по этому виду налога около 45 млрд рублей уже с учётом всех сложностей, с которыми сталкиваются крупнейшие налогоплательщики региона.
Непростая ситуация и с налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), который во времена экономических сложностей становится главным источником доходов бюджета. За три месяца область получила только 1 млрд 551 млн рублей, т. е. падение по этому налогу более чем в 3 раза по сравнению с 2022 годом (тогда за три месяца область получила 5 млрд 193 млн рублей, а в 2021-м – 4 млрд 652 млн).
С таким провалом по НДФЛ столкнулся целый ряд российских регионов. Он связан с введением с начала 2023 года Единого налогового платежа, который бизнес теперь уплачивает до 28-го числа каждого месяца. Деньги поступают на единый налоговый счёт.
Сенаторы Совета Федерации неоднократно просили Минфин повлиять на ситуацию: муниципалитеты и регионы начали недополучать деньги по НДФЛ, который является основным источником доходов. В итоге в Совфеде договорились с Минфином об исключении НДФЛ из единого налогового платежа. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко 18 марта заявила, что решение уже принято. Теперь нужно его официально оформить.
Что касается других налогов, подрос с 993 млн до 1 млрд 202 млн налог на товары, реализованные на территории РФ. Налог на имущество сократился с 1 млрд 337 млн до 169 млн рублей. Штрафы и санкции принесли казне 315 млн (было 116 млн), платные услуги в госучреждениях – 412 млн (было 49 млн), плата за пользование природными ресурсами составила 340 млн рублей (было 15 млн).
Следом за ростом доходов бюджета увеличились с 16 млрд 789 млн до 23 млрд 590 млн рублей расходы. Более 4 млрд рублей направлено на национальную оборону (в I квартале 2022 года было 2 млн рублей). Снизились траты на здравоохранение – с 2 млрд 819 млн до 2 млрд 275 млн. Однако ключевые расходы в отрасли традиционно обеспечивает Фонд обязательного медстрахования.
Сократились и расходы на ЖКХ: с 1 млрд 266 млн до 872 млн. Но в 2022 году повышенное финансирование отрасли было связано с целым рядом программ, в том числе с масштабной закупкой коммунальной техники.
С 3 млрд 390 млн до 4 млрд 108 млн рублей подросли расходы на социальную политику, с 5 млрд 268 млн до 6 млрд 234 млн выросли траты на образование. Дефицит (превышение расходов над доходами) пока составляет 7 млрд 315 млн рублей, а по итогам всего 2023-го он прогнозируется на уровне 24 млрд 347 млн рублей.
В целом объём запланированных на весь нынешний год расходов составляет 182 млрд 494 млн рублей.
Сергей Шевченко