Идеально для мамы. Как увлечение жительницы Строителя переросло в семейный бизнес
Корреспондент «Белгородской правды» пообщалась с Маргаритой Многолет, которая вместе с дочерью и братом создаёт авторские куклы
-
Статья
-
Статья
Витраль, эпоксидка, постижи – для обычного человека эти слова звучат непривычно, а для мастера по изготовлению кукол такие термины вплетены в рабочие будни. Для Маргариты Многолет это начавшееся в детстве увлечение стало семейным бизнесом, который в 2024 году получил государственную поддержку в виде социального контракта.
Авторская серия
Девчонкой она с удовольствием играла с куклами, мастерила для них домики, в которых даже имелся водопровод из капельниц. Помнит и своих первых малоподвижных кукол Синди. Чтобы добавить им движения, распиливала игрушки, а потом сама склеивала. Главным поставщиком новых куколок был отец Маргариты. Их он выбирал исключительно по длине волос – чем длиннее, тем лучше. Папа точно знал, что дочь будет делать им всевозможные стрижки.
«Если считать кукол, парикмахерского стажа у меня 20 лет, – смеётся Маргарита Викторовна. – Начинала с наращивания волос для Барби. А когда у меня родился второй ребёнок, я увлеклась ювелирными изделиями. Сначала делала нестандартные украшения, например,, одна серёжка с зелёными камнями, другая – с красными. Я тогда работала парикмахером и создавала невестам полный образ: делала причёску, макияж, подбирала бижутерию. А потом вдруг потянуло к другому направлению».
Новым витком творческого развития стал интерес к смоле витраль. После прохождения курсов Маргарита Многолет научилась создавать из неё украшения. Нашла в соцсетях группы по изготовлению кукол:
«Я узнала, что есть мастера, которые делают кукол. То есть не заводы, не фабрики, а именно отдельные умельцы. Увидела мастера, у которого мне понравился и процесс изготовления, и результат. Написала ему: я сейчас в декрете, у меня есть три дня. Он ответил: вообще‑то, мы обучаем в Москве этому три месяца. Я сказала: понимаю, но у меня только три дня и большой навык».
Маргарита Викторовна съездила в Москву и узнала, как именно должны работать шарниры, и главное – как они должны соединяться. Через несколько месяцев на свет появились первые её куклы. Для их создания делала прототип из полимерной глины, потом мастерила силиконовую форму, заливала в неё эпоксидную смолу. Получилась целая авторская серия – Зима, Весна, Лето и Осень. А потом кукольное ремесло пришлось ненадолго отложить, рассказывает мастерица:
«Прошло два года, у меня родился третий ребёнок, и я поняла, что мне нужен более свободный график, чтобы успевать следить за детьми, и снова вернулась к куклам. С ними всё проще: я могу 15 минут поработать, ребёнок позвал – я всё бросила, побежала к нему – идеально для мамы в декрете. Я занялась изготовлением париков и бижутерии для кукол. Потом сама создала шесть уроков, как делать постижи (изделия из искусственных или натуральных волос либо из материала, заменяющего волосы – прим. авт.), как их приклеивать и красить. Это дело непростое, ведь шерсть – это не наши волосы, у них разная структура. Наш волос похож на карандаш с грифелем внутри, а шерсть – это почти полая трубочка, поэтому и окраска разная по технологии».
Своей дорогой
Творчество – вещь заразительная. Глядя на то, как мама делает уникальные вещи своими руками, к процессу подключилась старшая дочь Элоиза.
«Поначалу мне казалось, что дочери достались исключительно папины гены: она ходила на стрельбу и фехтование, а я в её годы – на танцы и рисование. Я не препятствовала – пусть ищет себя», – рассказывает Маргарита Викторовна.
Она признаётся, что всегда старалась дать своим детям свободу самоопределения.
«В какой‑то момент я заметила, что дочь и рисует, и вышивает охотно, значит, есть моя жилка. И, наконец, лет в 14 началось: мама, покажи мне, а как ты делаешь это? И я отдала ей 99 % своего опыта. Но дочери нравится идти своей дорогой – не повторять, не копировать. Ей хочется сказать: я это сделала сама, я сама творец и сама создаю, что хочу».
Наблюдая за тем, как работает мама, Элоиза потихоньку освоила азы ремесла. Сначала пыталась повторить её работы – выливать кукол из эпоксидной смолы. Потом попробовала технологию изготовления из жидкого пластика.
«Я люблю творчество – всё, что нужно делать руками: вышивать, рисовать, складывать оригами, – говорит девушка. – А однажды, глядя на то, какие изумительные вещи делает мама, решилась и сказала: я тоже хочу так, научи меня. Первое, что я освоила, это постижи для париков. Обычно мама даёт мне уже прокрашенную шерсть, и я из неё делаю парик. Потом она доверила мне ювелирные изделия. Это для меня как лего: надо собрать одну деталь, потом вторую и затем сформировать полный образ».
Первыми работами стали цепи со стразами. Постепенно с опытом появлялись полудрагоценные камни, которые Элоиза уже сама вставляла как дизайнер. Сейчас у мамы и дочери большой ассортимент ювелирных изделий: цепочки, серёжки, колечки, колье, чокеры. Некоторые украшения мастерицы делают из серебра.
Когда Элоизе исполнилось 18 лет и она стала студенткой, Маргарита Викторовна предложила дочери начать своё дело. Опыта и знаний хватало, но для расширения производства требовались средства. Здесь выручил социальный контракт.
«Я решила изготавливать куклы на 3D-принтере, – рассказывает юная мастерица. – Потому что ручное производство кукол может продолжаться от полугода до года. А на принтере можно сделать за две недели».
На деньги соцконтракта удалось приобрести персональный компьютер, 3D-принтер, бормашинку-гравёр для выпиливания деталей, швейную машинку для пошива кукольной одежды, аэрограф. А ещё – настольные лампы для работы, фотополимерную смолу, абразивные губки.
Золотые руки
Понимая, что их с дочерью ждёт большой объём работы, Маргарита Многолет решила привлечь к делу своего брата Вячеслава Викторовича.
«Он, что называется, мастер – золотые руки, – объясняет она. – Брат сейчас в Курской области занимается пасекой, причём сам мастерит и разрабатывает ульи, совершенствует их. Я предложила ему в свободное от пчёл время заниматься отливкой, объяснила всю технологию, и он загорелся идеей. Всё необходимое оборудование он приобрёл, а я нашла ему обучающие курсы. Сейчас каждый из нас работает у себя дома: брат делает отливку, я расписываю, а дочь мастерит парики».
Куклы готовятся всегда по заказу. Причём заказывают их взрослые люди – коллекционеры. Но каким бы ни был запрос, в семье Многолет готовы его воплотить: полёт их фантазии практически ничем не ограничен.
В ближайших планах у них – поездка в ноябре на выставку в Санкт-Петербург. Представить семейная артель там думает около десятка разных кукол. Не исключено, что среди них будут персонажи компьютерных игр: они нравятся Элоизе. Сейчас она осваивает технологию работы на 3D-принтере. Первый опыт в виде башмачков для куклы уже есть.
Арина Беседина