«Может привлечь только цена». Начнут ли белгородцы переводить свои авто на газ?
Региональные власти намерены снизить ценник на переодорудование личного транспорта
-
Статья
-
Статья
Белгородская область в 2019 году стала единственным регионом, полностью выполнившим программу строительства метановых заправок. Однако, чтобы загрузить заправочную сеть, чиновникам придётся решить задачу, как сделать переоборудование авто на газ выгодным даже при небольшом годовом пробеге.
Заправки по всей области
Правительство Белгородской области отчиталось о выполнении в 2019 году программы строительства метановых АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций). Вместо запланированных 17 в регионе успели построить и запустить 19, расширив сеть метановых заправок до 26 точек в 17 из 22 районов и городских округов области.
«Белгородская область стала единственным регионом, где полностью выполнены обязательства по строительству АГНКС», – отметил первый замначальника департамента экономического развития области Давид Бузиашвили.
В то же время губернатор Евгений Савченко призвал в течение 2020 года открыть станции и в оставшихся пяти районах: Красненском, Ивнянском, Краснояружском, Ровеньском и Борисовском. Давид Бузиашвили отметил, что там в ближайшее время заправки построят дополнительные инвесторы (помимо программы «Газпрома» по строительству своих станций).
«Если в районе нет АГНКС, у людей нет мотивации переходить на газ. Ехать, условно говоря, из Ровеньского района в Валуйки заправляться не каждый захочет. Не надо сосредотачивать все станции вокруг Белгорода. Я прошу, чтобы в каждом районе у нас были заправки. Мощность – пожалуйста, можно регулировать уже в зависимости от района», – отметил Евгений Савченко.
Губернатор предложил давать инвесторам строить АГНКС не только в местах с большим транспортным потоком у агломераций, но и в небольших сельских районах.
Пионеры-агрохолдинги
По планам региональных властей, в 2020 году в Белгородской области появится ещё как минимум 12 новых метановых станций. Однако главной задачей всего проекта перехода на газовое топливо остаётся массовое переоборудование транспорта. Сейчас, по данным департамента экономразвития, в регионе зарегистрировано 3 650 автомобилей на газомоторном топливе. Это лишь 0,6 % от всего транспорта области.
В 2019 году удалось переоборудовать 2 287 автомобилей, в том числе 441 авто, принадлежащее областным и муниципальным властям. В 2020-м перевести на метан хотят 4 200 авто, в том числе 1 090 грузовиков, 404 автобуса и 2 706 – легковушек. Этому должно способствовать открытие 15 сертифицированных центров по переоборудованию на ГМТ.
Пока на газ переводят свои автопарки в основном коммерческие предприятия, где техника используется зачастую круглосуточно и итоговая экономия оказывается существенной. Группа «Мираторг» в 2019 году закупила 132 единицы транспорта на метане, в 2020-м купит ещё 32 и переоборудует 98 авто. Агрохолдинг «Белгранкорм» начнёт программу переоборудования в этом году – компания намерена перевести на метан 102 машины и купить 28 авто на метане. Эта же компания, вероятно, выступит инвестором строительства метановой заправки в Ракитном.
98 автомобилей на газ в этом году переведёт «Приосколье», 69 единиц техники на метане хочет купить «Русагро» в регионе. К этому автопарку добавятся 78 новых метановых автобусов Единой транспортной компании и около 300 переведённых на газ машин «Городского такси» (в 2019-м перевели 120).
Для развития проекта Евгений Савченко также попросил департамент цифрового развития создать онлайн-сервис для автомобилистов, куда включат все метановые заправки Белгородской области. Сюда же включат все сервисные компании, которые занимаются обслуживанием и переоборудованием газового оборудование.
Танцы с ценником
Несмотря на программы крупных компаний по переходу на газ, чтобы развивать проект, властям придётся стимулировать переоборудование личных автомобилей белгородцев.
«Я прошу, чтобы основной приток пользователей был со стороны частных владельцев именно с личными автомобилями», – призвал Евгений Савченко.
В правительстве признают, что этот процесс идёт пока не так активно, как в коммерческом сегменте, несмотря на наличие льгот по транспортному налогу (он вдвое меньше, чем за авто с бензиновым двигателем) и существенной разницы в цене (в среднем 45 рублей на бензин против 16 рублей за литр газа).
Руководитель представительства компании «Газпром газомоторное топливо» в Белгородской области Алексей Чермошанский также считает, что акцент нужно сделать именно на личном транспорте белгородцев.
«Вы абсолютно правы в том, что упор надо делать на физических лиц. Но для этого нужна понятная и прозрачная система субсидирования. Потому что сейчас по предложенной Минэнерго схеме субсидия будет выдаваться за каждое переоборудованное авто напрямую на станцию, а не конечному потребителю. В моём понимании, это может порождать завышение цены», – отметил Алексей Чермошанский.
Белгородская область заключила с Минэнерго два соглашения и уже в 2020 году начнёт получать субсидии на переоборудование автомобилей. Скидка на каждую переоборудованную единицу транспорта составит от 27 до 200 тыс. рублей. Это примерно 30 % от общей цены переоборудования. Алексей Чермошанский считает, что некоторые центры по переоборудованию могут искусственно завышать ценник и получать субсидии. Это позволит им больше заработать, однако для конечного потребителя цена за переоборудование не снизится до приемлемого уровня.
«Человека может привлечь только цена. При стандартной цене переоборудования перевод на газ становится выгодным, если авто проходит в год 50 тыс. км и выше. У многих граждан на своих авто средний пробег в год – 15 тыс. км. Соответственно, и цены за переоборудование нужно снизить в два-три раза, спустив с 65–80 тыс. рублей до 20–35 тыс.», – уверен Чермошанский.
Вопросы к сегодняшним ценам есть даже у органов власти. Вице-губернатор по бюджету и финансам Владимир Боровик посетовал на их разброс:
«По бюджетной сфере разброс составляет от 70 до 150 тыс. рублей. Я понимаю, что есть разные марки авто, но хотелось бы, чтобы департамент экономического развития вместе с департаментом строительства и транспорта установили контроль хотя бы за ценами на переоборудование автомобилей в бюджетном секторе».
Ценовой потолок
Евгений Савченко предложил правительству простой выход – субсидии выдавать только тем центрам по переоборудованию, которые и сами готовы будут сделать скидку и работать с относительно невысокой рентабельностью:
«Частника не интересуют, какова сумма субсидии, – интересует только конечная стоимость. Нам надо установить потолок, чтобы для легкового автомобиля он составлял 35–50 тыс. рублей (уже с учётом субсидии). Те станции, которые смогут уложиться в эту стоимость, будут работать с субсидиями. У кого цена выше – извините. При этом мы можем внедрить технологии бережливого производства в этих центрах, чтобы сократить издержки и понять реальную стоимость переоборудования».
Губернатор считает, что эта схема – единственный способ добиться приемлемой цены на переоборудование. При стоимости газа 16 рублей за литр приемлемая цена перевода на него может запустить массовую кампанию среди владельцев личных авто.
«Выберите пул компаний, которые уложатся в эту цену, которая обеспечит им 20 % рентабельности. Зачем давать субсидии тому, кто изначально закладывает в свою работу 100 % рентабельности?» – рассуждает глава региона.
Алексей Чермошанский отмечает, что у компании «Газпром газомоторное топливо» есть и собственные программы по снижению конечной цены переоборудования. Для их запуска в регионе Евгений Савченко подготовит письмо для куратора проекта – председателя совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова.
Если поручение губернатора будет выполнено, потолочную цену на переоборудование авто на газ обнародуют в ближайшие месяцы.
Сергей Шевченко