Трудности перехода: в Белгородской области начинают массово переоборудовать авто на метан
Региональные власти ждут федеральных субсидий для желающих перевести своё авто на газ
-
Статья
-
Статья
15 ноября в Белгороде открылся пилотный многофункциональный центр по переоборудованию автомобилей на газ. Участники рынка газомоторного топлива развеяли главные мифы и страхи автомобилистов о газобаллонном оборудовании.
Италия под капотом
Многофункциональный центр «МетанМастерСервис» стал партнёром компании «Газпром газомоторное топливо» и будет переоборудовать на метан около 200 автомобилей ежемесячно. Он намерен предоставлять все услуги, касающиеся перевода машины на газ, в том числе банковские предложения по рассрочке, корпоративные программы от «Газпрома», техобслуживание оборудования. В ближайшее время центр завершит создание станции освидетельствования баллонов, которой ещё не было в регионе. В целях безопасности он работает только с итальянским оборудованием OMVL и баллонами от европейских лидеров отрасли Sinoma и- Vitkovice.
В среднем перевести одну легковушку на газ обходится в 90 тыс. рублей – столько стоит вся итальянская подкапотная часть и 90-литровые баллон. Партнёрские программы банков позволяют снизить ценник до 60 тыс. рублей. Такая установка, по словам экспертов отрасли, при среднестатистическом пробеге автомобиля окупается за 6–8 месяцев, после чего автомобилист начинает экономить уже живые деньги.
Каждые 15 тыс. км газовому оборудованию необходимо сервисное обслуживание. Помимо этого, здесь появится первая Белгороде и вообще в Черноземье станция освидетельствования баллонов.
Траты для экономии
Одним из первых на газ начали переводить автопарк администрации региона и муниципалитетов. По словам замначальника департамента экономразвития Белгородской области Евгения Скибина, сейчас на ГМТ работают 30 легковых авто. В ближайшем будущем переоборудуют ещё 150–200 машин. Главная задача – 70 % муниципального транспорта должно работать на газу. За 8–9 месяцев при среднем пробеге 2,5 тыс. км на одно авто оборудование успело окупиться и теперь выдаёт экономию на топливе в 2–3 раза.
По данным исполнительного директора Союза предприятий газомоторной отрасли (СПГО) Мурада Кулиева, в среднем владельцы авто на ГМТ экономят половину денег на заправке.
«В среднем экономия на ГСМ составляет примерно 50 %, потому что если речь идёт о переводе легкого авто на метан, то это 65 % экономии денег, а если речь идёт о газодизельных системах – 25–30 %. Однако в рамках целого предприятия и это будет значительная сумма», – подчеркнул он.
Евгений Скибин заявил, что белгородское правительство обсуждает с Минэнерго вариант получения субсидий как раз на переоборудование авто, что позволит сократить цену процесса на 27 тыс. рублей. По его словам, к 1 ноября перевели на газ с учётом закупок транспорта на этом виде топлива уже 1 200 машин – это только начало большого перевода регионального автопарка на газомоторное топливо.
Именно под растущий парк на газу рассчитаны и стройки новых заправок по всему региону.
«До конца этого года мы, как и обещали, запустим в целом с учётом уже действующих 26 газозаправочных станций. Этот показатель доведён до нас Минэнерго России, и он обеспечивает нашу область необходимой заправочной инфраструктурой», – подчеркнул Скибин.
Гарантия не слетит
Эксперты отрасли говорят, что владельцев от перехода на газ сдерживает несколько объективных факторов и ряд мифов. Среди реальных барьеров – регистрация переоборудования в ГИБДД. По словам Мурада Кулиева, в среднем по России на регистрацию всех изменения в автомобиле нужно около 2 недель и 2 поездки в ГИБДД.
Старший инспектор безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД по Белгородской области Владимир Бараковский отметил, что первое обращение с заключением лаборатории о возможности установки ГБО на авто сейчас водители подают самостоятельно – в этом случае в процессе получения разрешений нужно 3 визита в ведомство. Однако в ближайшее время сделать это можно будет через портал госуслуг. В этом случае останется дважды посетить ГИБДД – с заключением независимой лаборатории по качеству выполненных работ и за итоговым разрешением на эксплуатацию машины.
Часть опасений как обычных автовладельцев, так и руководителей автопарков связаны с гарантией производителей на бензиновые и дизельные авто. Дилеры на местах часто уверяют их, что в случае переоборудования на ГБО гарантия перестаёт действовать.
Исполнительный директор «МетанМастерСервиса» Вадим Найдёнов заверил, что, если речь идёт об установке сертифицированного оборудования по регламентам, которые официально действуют в России, никто снять гарантию не сможет, так как в саму работу двигателя специалисты не вмешиваются. В доказательство он демонстрирует парк ряда муниципальных организаций из новых «Рено-Логанов», которые недавно закупили у производителя, но уже переоборудуют на газ.
«Эти автомобили совершенно новые, и, естественно, они на гарантии. Сниматься гарантия при переоборудовании не должна. Это чьи‑то досужие рассуждения и опасения. Совершенно непонятно, на каком основании гарантия должна ликвидироваться. Тут вопрос исключительно в грамотности клиента. Законодательных препонов точно нет», – заявил Найдёнов.
Для того чтобы с авто сняли гарантию, дилеры должны будут доказать, что та или иная поломка произошла из‑за газового оборудования или вмешательства механиков. В этом случае материальную ответственность будет нести уже центр, который переоборудует авто.
«Все на метан»
Ещё одним базовым опасением автомобилистов остаётся сам газ.
«Всех волнует вопрос безопасности. Газ значительно безопаснее, чем бензин или дизельное топливо, – заверил Мурад Кулиев. – Даже случись невообразимое: авто попал в тяжелейшую аварию, машина всмятку – баллон остаётся целым. Если рассматривать самый крайний вариант – у баллона срезается вентиль или клапан, и газ тут же улетучивается вверх, потому что он легче воздуха, и ничего не происходит. В этом смысле нам нужно изменение менталитета, потому что мы воспитаны на знаках «Газ – опасно». А газ – не опасно».
Кулиев подчеркнул, что самым критичным в опасениях при ДТП является баллон с газом. Однако толщина его стенок составляет от 3 до 5 мм, что значительно прочнее корпуса самого автомобиля. При этом в нём присутствуют клапаны и механизмы, рассчитанные на обеспечение безопасности водителя и пассажиров в случае аварии.
«Это действительно безопасное оборудование. Поэтому я спокойно могу сказать в духе призывов советской власти: все на метан!» – заключил Мурад Кулиев.
Сергей Шевченко