39 минут о гражданском подвиге. Московский режиссёр снимает фильмы о Белгороде
Светлана Быченко планирует снять несколько серий о жизни приграничья

-
Статья
-
Статья
В конце 2024 года в Белгороде в кинотеатре «Гриннфильм» состоялся показ документального фильма «A lumine motus/Меня приводит в движение свет» (6+) известного режиссёра-документалиста Светланы Быченко. Тогда зал оказался настолько переполнен, что зрители были согласны сидеть на ступенях, лишь бы увидеть поэтические чудеса микромира – другой вселенной, той, что под ногами.
16 марта в 16:00 в том же кинотеатре состоится открытый и бесплатный показ иного по характеру фильма этого режиссёра. Светлана Николаевна создала новую ленту под названием «Люди приграничья» (16+).
Без слов автора
Эта картина продолжительностью 39 минут – первая в серии из нескольких фильмов, рассказывающая о мужестве, тихом подвиге и солдатском героизме, разрушениях и восстановлении, любви и верности, малой родине, кровном единстве нашего народа и его сынов – воинов СВО.
В фильме вы не услышите слов автора, зрители вольны сами делать выводы. Режиссёр листает на экране страницы белгородской жизни: вот весна, вот вечер взрывается сиреной ракетной опасности, вот спокойная хозяйка выдержанно делится мыслями о войне, а вот и свадьба на фоне белой бетонной будки «Укрытие». Посредством зрительных образов Светлана Николаевна мягко и ненавязчиво делится с нами своими мыслями и чувствами. Рассказывает о заботах простых людей, явно не полагающих себя героями, но с готовностью взваливающих на себя заботу о бойцах.

В фильме кадры с зияющими окнами, пожарами в ночи перемежаются щебетом птиц, людскими радостями и заботами – всё, как мы, белгородцы, привыкли переживать в своей повседневности.
«Белгородская правда» задала несколько вопросов режиссёру фильма «Люди приграничья».
Искренняя история доброго человека. Белгородский режиссёр снял кино об участнике СВО
— Светлана Николаевна, почему у вас, художника, известного тонко-поэтическими документальными фильмами о природе, вдруг возникло желание сделать ленту о приграничном Белгороде?
— Природу я действительно снимаю давно – на телеканале «Россия – Культура» более десяти лет выходит наш цикл «Страна птиц». Состоявшаяся в Белгороде премьера картины «A lumine motus/Меня приводит в движение свет» была важна для меня. Это фильм о весне, первоцветах, бесконечной красоте. Снимался он в заповеднике «Белогорье», на участке «Ямская степь», в лесу на реке Ворскле. Макросъёмка – очень сложный и долгий процесс, поэтому нам понадобилось два года. И как раз второй год работы пришёлся на начало СВО – в кадре распускается синяя пролеска, а над головой уже грохочет. Так что для меня обращение к теме спецоперации вполне логично.
Вместе с вами и моя небольшая группа пережила первые несколько месяцев военных действий в белгородском приграничье.
Конечно же, полюбив ваш город, замечательных людей, с которыми нам приходилось вместе работать над фильмом, я не смогла закрыть глаза на всё, происходящее здесь.
— Легко ли было получить разрешение на проведение съёмок?
— Это, пожалуй, один из сложных моментов, но так как я снимала по заказу Министерства культуры РФ, мне помогал наш родной Департамент кинематографии, и после обращения в администрацию Белгородской области мы получили поддержку
Белгородский режиссёр представил на кинофестивале в Крыму фильм о ветеране СВО
— По каким местам вам пришлось поездить?
— Моей задачей было снять, как Белгород и область проживают это страшное время. Зафиксировать отрезок времени, если хотите – снять хронику в первую очередь, но хронику не репортёрскую. Хотелось показать разных людей, как они живут, что думают, что чувствуют, как они справляются с тем, что происходит.
Поэтому снимать нужно было по всей области – в Белгороде, Шебекино, Ровеньках, Губкине, Борисовке и в других местах.
Меня потрясло мужество белгородцев! Многие из них не просто выживают сами, а активно помогают бойцам: с первых дней СВО в городах и сёлах люди стали помогать армии, всё это очень быстро вылилось в большие гуманитарные сообщества на общественных началах. Очень захотелось снять как можно больше сюжетов о стойкости и доброте наших людей.

Поворотный пункт
— С какими людьми вас свела работа над фильмами о спецоперации?
— Одно из важных событий для меня – встреча с Сергеем Александровичем Бережным, писателем, автором книги о начале СВО «Контракт со смертью» и ряда других. Помимо того что он хорошо пишет, он ещё и оказывает ощутимую поддержку фронту. Со своими боевыми друзьями Светланой Горбачёвой и Виктором Носовым они взяли меня в одну из поездок в Луганск. Увиденное стало для меня поворотным пунктом в понимании происходящего. Именно Сергей Александрович подсказал мне многих моих героев для фильма.
Чтобы мы одержали Победу. Как солдатам на передовой помогает надёжный тыл
Это поэты Лариса Куриленко и Надежда Королькова, добровольческая группа «Брёвна 31», творческий коллектив «Благовест» под руководством поэта Виктора Дроздова, волонтёрские группы «Шьём для наших. Шебекино», «Тыл Беловское» и другие. О каждой из них можно говорить часами. Например, в Шебекино женщины и мужчины плетут сети, шьют нижнее бельё, вяжут носки, и их не останавливают ни постоянные обстрелы, ни сирены.
А «бобры» (добровольческая группа «Брёвна 31») – они лучшие! Сумели организовать дело так, что к ним приезжают люди со всей страны, помощь каждого неоценима.
Обо всех героях этой ленты можно снимать отдельное кино, чего бы мне и хотелось сделать, но, боюсь, не хватит сил. Всё же я попытаюсь.

— Как жители Белогорья реагировали на съёмки?
— Конечно, камера никого не радовала, люди проявляли бдительность, и на улице почти всегда у меня спрашивали документы. Я понимаю, что они совершенно правильно делали: мало ли кто снимает и что.
— Страшно ли вам было столько времени провести в приграничье и под обстрелами?
Получилось здорово! В Белгороде представили анимационный фильм о юном патриоте
— В самом начале, когда снимали фильм о цветах, я слышала звуки пусков и прилётов, при этом меня подташнивало почему‑то от страха, потом привыкла, наверное. Страшно всегда за другого – за тех, кто с тобой рядом.
— Как воспринимают ваши фильмы зрители?
— Пока мой фильм не был на фестивалях, но в Москве состоялся премьерный показ. Публика в зале собралась «своя», как теперь говорится, поэтому отреагировала подобающе – помогла мне завершить сбор средств на приобретение дронов для наших бойцов.
Но есть и такие зрители, которые воспринимают это кино сложно, даже агрессивно. Например, пасхальное яйцо с буквой Z, что на Пасху мои герои готовили для бойцов на передовой, вызвало у таких зрителей шок: «Как это на яйце буква Z?!»
Отвечаю им, что очень просто. Во что верим, то и пишем на пасхальных яйцах: во время революции на них писали «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

— Каковы ваши дальнейшие планы? Будет ли продолжение?
— Конечно же будет. Сериал как минимум из пяти серий под названием «Люди приграничья», в котором я буду продолжать хроники о незаметных и неизвестных героях Белгородчины.
Беседовала Ирина Пичугина