Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 сентября 2024,  14:04

Вслед за Ван Гогом. В Белгород прибыли картины русского мастера, живущего в Великобритании

На выставку Геннадия Иванова «В Прованс за Ван Гогом» в художественный музей сходила «Белгородская правда»

Вслед за Ван Гогом. В Белгород прибыли картины русского мастера, живущего в ВеликобританииФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Сама выставка – результат многолетних размышлений и заочного диалога Геннадия Иванова с великим нидерландцем. Художник специально ездил на юг Франции, чтобы увидеть то, что видел Ван Гог, дышать тем же воздухом, идти теми же тропами, пережить этот художественный опыт и выразить его по‑своему.

Звонкие контрасты

На выставке представлены зарисовки улочек Авиньона, Арля и Сен-Реми – с их утопающими в зелени виллами, маленькими уютными кафе. На выполненных масляной пастелью графических листах – стройные ряды кипарисов, окрашенные заходящим солнцем в фантастические цвета, причудливые, корявые стволы древних олив, горные пейзажи Малых Альп. Есть и натюрморты – «Грибы», «Тыква», «Лимон».

Всё, что запечатлел Винсент Ван Гог, Геннадий Иванов в буквальном смысле ищет в современных пейзажах Прованса и воплощает в своих произведениях. Перед поездками художник читает дневники и письма нидерландского классика, погружаясь в его эмоциональный мир. Несмотря на то что в этих документах много страдания и боли, работы Ван Гога – настоящий гимн цвету, живописи и жизни.

Это же настроение присуще и представленным на выставке рисункам Иванова.
 

Вслед за Ван Гогом. В Белгород прибыли картины русского мастера, живущего в Великобритании - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Пастель – одна из любимых техник художника. Она позволяет ему зафиксировать изменчивые состояния природы, максимально ярко передать впечатления от натуры. Автор использует открытые, яркие цвета, применяет звонкие контрасты, производящие на зрителя особенное эмоциональное впечатление.

Дружба творит чудеса

Геннадий Иванов родился в 1968 году в России – во Владимире. Учился в Белоруссии – в Бобруйском художественном училище и в Норвичском университете искусств – это уже Великобритания. Живёт там же, в Норвиче.

Куратор выставки, учёный секретарь Белгородского художественного музея Алла Селютина рассказывает, как в нынешнее непростое время удалось организовать международный проект.

 

Геннадий Иванов Геннадий Иванов / Фото: Павел Колядин

«Здесь уместно процитировать фразу из одной сказки: «Дружба нам помогает творить чудеса». В данном случае – дружба и Интернет. Так получилось, что Геннадий – хороший друг моей одноклассницы, которая живёт в Норвиче. Она нас познакомила, возник взаимный профессиональный интерес, общение сразу пошло очень легко, на одном языке», – рассказала она.

Естественным путём возникла идея устроить в Белгороде выставку Геннадия Викторовича. Но как это сделать в условиях наложенных на Россию санкций, натянутых отношений между странами, сложности международных транспортных перевозок?

Оказалось, в Британии есть некие курьерские фирмы, сотрудничающие с Почтой России и способные доставить почтовые отправления.

 

 

Предметом выставки были выбраны около 40 графических рисунков – бумажные листы перевезти гораздо легче, чем живописные масляные полотна. Тем более что художник передал их не оформленными в рамки под стеклом – это взял на себя наш музей.

И параллельно с выставкой приехал сам художник. Этот визит он включил в график большой поездки по России и Белоруссии. Так, перед Белгородом он участвовал в художественном пленэре в Нижегородской области.

Наши в Англии

«Отец мой был военным, отсюда – переезд нашей семьи из Владимира в Белоруссию, – рассказывает Геннадий Иванов. – Начало моей взрослой жизни пришлось на тяжёлое время для белорусских художников, совсем не было никакой востребованности и перспектив. Я решил переехать в Европу, понимая, что первое время придётся потратить на изучение языка. Так я со временем оказался в Англии, смог поступить в Норвичский университет искусств, окончил магистратуру. Живу там уже 20 лет».

Вслед за Ван Гогом. В Белгород прибыли картины русского мастера, живущего в Великобритании - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Сегодня он свободный художник, куратор, художественный консультант, организатор выставок и общественных проектов. В Норвиче у него собственная художественная галерея, она же творческая мастерская.

Художник признаётся: жить в чужой стране русскому художнику не так уж трудно. Простые, не связанные с политикой люди, по словам Иванова, вполне адекватны в общении. Вдобавок там большая русская община. Благодаря этому он и познакомился с одноклассницей Аллы Селютиной: та зашла в галерею, увидев на вывеске русское имя.

Бытовые проблемы, вроде обилия мигрантов с юга, минуют его стороной. Общение происходит в основном с местной культурной элитой. Кстати, стоит поучиться отношению англичан к искусству – оно там очень ценится, в том числе русское, советское, дореволюционное. Произведения классиков, русская иконопись продаются очень дорого. Творчество современных авторов, возможно, не так дорого. Но талантливым художникам продажи работ вполне позволяют достойно жить и работать, содержать мастерские и галереи, путешествовать.

 

«Я объездил почти весь мир. Сейчас вот была выставка в Таиланде, в следующем году планируется в Южной Корее, есть приглашения на Филиппины, в Сингапур. В любом случае, я остаюсь русским человеком, думаю по‑русски», – признаётся Геннадий Иванов.

Будучи почитателем Ван Гога, художник не мог не посещать вдохновлявшие его места. В Провансе Винсент Ван Гог в 1888–1889 годах проходил лечение в психиатрической клинике, при этом много работал, создав около 250 картин, рисунков, акварелей.

Его «Пейзаж с оливами» словно перекликается с работой Иванова «Олива недалеко от Сен-Реми», как и другие произведения обоих авторов.

 

Вечер-беседа

Открытие выставки Геннадия Иванова в Белгороде прошло в духе акций, которые он устраивает у себя.

Играла музыка в исполнении солиста филармонии Геннадия Панкратова, под неё танцевали классические танцы. Затем действие перешло в формат вечера-беседы, во время которого автор рассказал о темах, над которыми он работает, реализованных художественных проектах. О социальном искусстве, как художник называет одно из направлений своего творчества.

«Для меня важна социальная составляющая творчества, – поясняет Иванов. – Я пытаюсь анализировать и показывать современную, актуальную проблематику общества. У меня были проекты на тему миграции, революции, войны. В последнее время работаю с темой климатических изменений. На этих выставках люди порой плачут».

 

В Белгороде художник пробыл несколько дней. Он посетил святые для белгородцев места – мемориальный комплекс на Прохоровском поле, Холковский пещерный монастырь. Признался: очень сильно впечатлён. И сожалеет только об одном: из‑за вышеописанных технических трудностей не смог показать белгородцам созданное им крупное живописное полотно с изображением майской трагедии в Белгороде на ул. Щорса, 55, в которое мастер вложил свои переживания.

Выставка «В Прованс за Ван Гогом» продлится до 29 сентября. 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×