«Приготовьтесь, мама идёт!» Худрук Белгородского театра кукол отметила юбилей
«Белгородская правда» рассказывает о творческом пути Натальи Репиной
-
Статья
-
Статья
Какой длинный путь может проделать человек в поисках призвания? Наталья Репина нашла своё на Крайнем Севере. В маленьком городке Нерюнгри в Якутии. Именно там она впервые попала в Театр актёра и куклы. Продавать билеты, замечает она с улыбкой. Тогда и представить не могла, что придётся спасать свой первый театр от пожара, вытаскивать из огня рояль, а потом и возглавить две труппы актёров в непростое кризисное время и довести их до двух «Золотых масок».
Такая работа, словно вызов, вдохновляла и заряжала. Так что спустя много лет в Белгороде Наталья Мефодиевна сама пришла в театр кукол. Понимала, что жить без этого сложного и интересного мира она уже не может.
Несбывшиеся мечты
«Театр в мою жизнь пришёл случайно, уже в зрелом возрасте, – рассказывает Наталья Репина. – Родом я из небольшого посёлка в Харьковской области. Родители – сельские врачи. Мама – акушер-гинеколог, постоянно пропадала на родах. Папа – военный хирург, был с нами чаще. Но в основном меня воспитывали старшие брат и сестра. Хотя папа сделал, наверное, главное. Он научил меня любить книгу. В четыре года я уже читала. И со временем стала мечтать о профессии педагога русского языка и литературы».
Но этой мечте, то ли к сожалению, то ли к счастью, не суждено было сбыться. Конкурс в Харьковский пединститут был такой, что разница в несколько баллов решала судьбу. Чтобы не терять время, она поступила в культпросветучилище. Так что в 17 лет совсем ещё юная девушка заочно училась на режиссёра народных театров и параллельно руководила сельским Домом культуры. Получив красный диплом, вернулась в институт культуры за высшим образованием. Только на этот раз выбрала библиотечный факультет, ведь любовь к книгам была по‑прежнему страстная.
«В 23 года я вступила в партию, – вспоминает Наталья Мефодиевна. – Исключительно по убеждению. Меня избрали секретарём исполкома поселкового Совета. Партбилет до сих пор со мной. Это была очень важная часть моей жизни. Ну а потом я встретила своего мужа, бамовца. И он увёз меня вместе с сыном на Крайний Север. Это был такой переломный момент в жизни. Мне нужно было всё в ней изменить».
Осталась продавать билеты
В 27 лет Наталья Репина вместе с семьёй оказалась в маленьком якутском посёлке. Работы не боялась никакой. Устраивая сына в школу, получила предложение вести у детей факультатив по зарубежной литературе. Недолго думая, согласилась. Но в скором времени из школы ушла. Душа требовала чего‑то более сложного и необычного.
«До переезда я успела поработать кадровиком в отделе рабочего снабжения в одной из организаций Харьковской области, – рассказывает Наталья Репина. – 21 магазин, восемь столовых, несколько котлопунктов. Всё это мне пришлось принять. Я никогда не боялась браться за дело, а тут даже немного страшно стало. На машинке печатать не умею, работу не знаю. Сидела порой по ночам. Но спасибо, что всегда рядом оказывались отзывчивые люди, помогали».
В Якутии, зная об этом опыте, Наталье Мефодиевне предложили возглавить отдел кадров на крупном предприятии, которое занималось поставками продукции материально-технического назначения на БАМе. Там она проработала почти 10 лет. Потом семья переехала в Нерюнгри, и судьба привела Наталью Репину в республиканский театр.
«Я как раз искала работу. Помню, мыла окно в квартире и увидела внизу знакомую, – вспоминает худрук. – Пригласила её в гости, и тут выяснилось, что она работает в Театре актёра и куклы. Я воскликнула: «Как интересно!» Она меня пригласила. Пришла, старое деревянное здание, холодно очень. Но мне так понравилось. И я там осталась билеты продавать. Сразу начала привлекать нового зрителя, ходить по крупным предприятиям, общаться, искать спонсоров, чтобы отметить юбилей театра».
Очень быстро Наталью взяли в штат. Сначала заведующей педагогической и литературной частью, потом заместителем директора по работе с общественностью. Всё шло прекрасно, пока одним летним днём в театре не случился пожар.
Возродить из пепла
В августе труппа как раз ушла в отпуск. Стояла страшная жара, и какие‑то мальчишки жгли траву неподалёку. Всё произошло в одно мгновение.
«Мне позвонила коллега: театр горит! – рассказывает Наталья Мефодиевна. – Я сначала не поверила. Огонь был везде. Цеха производственные, декорации, куклы. Только до холла пламя ещё не добралось, там была кирпичная перегородка. И мы бросились туда: выкинули сейф с трудовыми книжками и бухгалтерскими документами, вытащили часть кукол, которые были сложены в холле. Остался старый рояль. Пожарные приехали, выгоняют нас, а я кричу: пока рояль не спасу, не уйду. В общем, спасли и рояль. Всё остальное сгорело».
Когда утихли пожарные сирены, директор театра, а потом и актёры сами пришли к Наталье и попросили её возглавить труппу. Знали и её твёрдый характер, и мягкую силу, и большой опыт. И конечно, понимали, что никто другой театр из пепла не возродит. Тем более в кризисные 1990-е годы, которые как раз были в самом разгаре.
«Мы тогда поехали к министру культуры Республики Саха Андрею Борисову, – улыбается худрук. – Знаменитая личность, театральный режиссёр, лауреат нескольких госпремий. И мне кажется, немножко шаман. Я была жёстко настроена, хотела остаться только на год. А он сказал, что за год я ничего не сделаю, и незаметно как‑то уговорил меня. И мне пришлось принять театр. Оказалось, на долгих 12 лет».
Как вспоминает Наталья Мефодиевна, время это было очень сложное. Нужно было найти новое здание, обеспечить театр финансово. Целый год 30 человек труппы ютились в одной гримёрке, даже в коридоре стояли столы. Зрительный зал холодный, транспорта не было. Но свою основную задачу – сохранить коллектив – Репина выполнила блестяще.
Так что театр гремел не только в самой Якутии, но и далеко за её пределами, став в итоге номинантом двух «Золотых масок» – самой престижной театральной премии страны.
«Я их очень любила, – говорит о своей первой труппе Наталья Мефодиевна. – И меня любили. Они – дети природы. Если почувствуют, что ты к ним искренне относишься, станут за тебя горой. У меня водитель был якут, простой охотник, всегда ружьё при себе носил. И мне потом рассказывали, как он за меня переживал, мамой звал. Говорил, бывало: «Значит так, за маму я белке в глаз попаду».
Вот и сейчас коллектив уже Белгородского театра кукол называет своего строгого, но справедливого художественного руководителя мамой.
Хотелось быть полезной
В 2008 году Наталья Репина вместе с мужем переехала в Белгород. Здесь к тому времени уже обосновались и дети. Дочь окончила экономический факультет БелГУ и планировала вместе с мамой заняться бизнесом – открыть свою парикмахерскую. Но призвание на пенсию не отправить, а потому сложилось всё иначе.
«После приезда из Якутии я очень долго адаптировалась, – говорит Наталья Мефодиевна. – Болела почти пять месяцев. И всё это время мне постоянно снился мой якутский театр. Если бы мне кто‑то сказал, что такое возможно, я бы подумала, что это какая‑то магия. И вот тогда я поняла, что кроме театра не то что не хочу – не могу ничем другим заниматься. Тогда я собрала своё портфолио и пошла прямиком в театр кукол. Явилась и сказала: я пришла продавать билеты. А мне ответили: наш штат уже укомплектован».
Прежде чем по‑настоящему прийти в Белгородский театр кукол, Наталье Репиной пришлось пообщаться со многими: от чиновников и коллег до самого губернатора. К тому времени неугомонная Наталья Мефодиевна уже успела тщательно изучить репертуар театра, написала бизнес-план по его развитию, оценила профессиональные качества труппы и рвалась в бой. Хотя всегда замечала, что именно желание быть полезной толкает её на руководящую должность.
«Накопив такой опыт работы на Крайнем Севере, – подчёркивает она, – зная проблемы театра, мне просто хотелось быть полезной и заниматься творчеством. И меня поддержали. До сих пор я очень благодарна Виктору Слободчуку и Сергею Курганскому, которые привели меня в театр и продолжают и меня, и театр поддерживать до сих пор».
Не зазнавайтесь, послушайте критику
Оглядываясь на прошедшие годы, Наталья Мефодиевна с теплом в голосе рассуждает:
«У тебя нет семьи, у тебя нет детей, у тебя нет внуков, у тебя есть театр, актёры и зрители. Это моя жизнь. И порой я уже не знаю, как разделить мою родную семью и творческую. Это чувство должно быть в душе. Если его нет, театр тебя просто отсеет. У меня ведь даже нет никаких других увлечений. Я всё своё время отдаю этой работе, живу жизнью труппы. И актёры это знают и чувствуют. И здесь мамой меня зовут. Спускаюсь в цех, звонят друг другу: «Приготовьтесь, мама идёт!».
Как замечает худрук, самое сложное в её работе – выстроить репертуар. Угадать, пригласить нужного режиссёра, почувствовать актёра в той или иной роли, отправить работу на фестиваль и войти в пятёрку лучших.
«Бывало, что и критики могли своё слово сказать, – рассказывает Репина. – А я актёрам всегда говорю: не зазнавайтесь, послушайте. Есть мнение публики, а есть мнение критиков. И без него никуда. Слушаем и работаем над ошибками».
По словам Натальи Мефодиевны, специфика работы в Белгородском театре кукол своя. Но здесь всё же немного легче, чем было до этого в Якутии. Там приходилось выкручиваться, работать с 14 национальностями и несколькими религиозными конфессиями. Не говоря уже о том, что нужно было буквально возродить театр из пепла после пожара. Но и в Белгороде в конце концов жизнь подкинула сложностей.
«Невероятно тяжёлым оказался для нас 2022 год, – говорит она. – После 24 февраля из театра ушли сразу восемь профессиональных актёров. Те молодые специалисты, за которых мы боролись, выстраивали на них репертуар. А потом ещё четыре администратора и юрист, она же заместитель. И всё это в один год. Вот когда пришлось вспомнить все свои навыки работы в кризисных условиях. Ничего, справились и продолжаем трудиться. Обновляем коллектив, приглашаем режиссёров, которые не боятся ехать в наш регион, работаем с молодёжью, юными зрителями, ставим новые спектакли, ездим на фестивали, осваиваем гранты. Такие ситуации – это вызов, яркие моменты в ежедневной кропотливой работе. И мы принимаем этот вызов с радостью и достоинством».
Анастасия Состина