В Белгороде представили коллекцию из 200 фарфоровых изделий
-
Новость
-
Новость
Выставка «Адрес русского фарфора» открылась в музее народной культуры.
В экспозиции – более 200 предметов практического и декоративного назначения: посуда, статуэтки, сказочные композиции. Представлены книги о фарфоре. Устроена фотозона в виде традиционного русского серванта с посудой внутри.
«Практически все экспонаты здесь – из наших фондов, ведь всего мы храним более 1 000 предметов посуды, фаянса, стекла, – рассказала «БелПрессе» экскурсовод Елена Шокова. – В нынешнее непростое время стало сложнее привозить к нам выставки из других городов, многие опасаются ехать в Белгород. Но в этом и плюс: мы можем чаще показывать белгородцам то, что скрыто в наших собственных фондохранилищах».
Выставка посвящена истории фарфора в России. Изобрели его в Китае в 620 году и сотни лет хранили в тайне способ производства. Лишь в 1708 году в Германии впервые был получен европейский фарфор. В России же в 1744 году сделал это молодой учёный, друг Ломоносова Дмитрий Виноградов.
Императрица Елизавета Петровна, как и многие другие императоры, мечтала иметь собственный фарфор и всемерно поддерживала связанные с этим начинания. При ней была основана Невская порцелиновая мануфактура – будущий Императорский фарфоровый завод. Под этим названием он работает по сей день. Первый русский фарфор, не отличавшийся по качеству от китайского или саксонского, Виноградов получил в 1746 году.
«Мы рассказываем и об ещё одной знаковой персоне в истории фарфорового производства в России, – сообщила Елена Шокова. – Это Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911) – крупнейший поставщик в России и в мире. В его бизнес-империю входило 18 предприятий, в том числе 7 – ведущие российские фарфоровые и фаянсовые фабрики, начиная от знаменитой Дулёвской».
По словам экскурсовода, кузнецовская продукция завоевала не только Европу, но и восточные рынки – в Средней Азии, Персии, Турции, Афганистане. В Восточном Китае она считалась более китайской, чем местная. В Персию продукция шла по предварительным заказам купцов, сделанным за год. Заказы выполняли на протяжении зимы.
Одна из причин успеха Матвея Кузнецова – его личные качества, образованность в культуре и в искусстве. Стремясь выпускать продукцию для всех слоёв населения, он использовал в её оформлении элементы практически всех художественных стилей, когда‑либо существовавших, от гжели до барокко. Так же – и с продукцией на экспорт.
Выставка рассказывает и о других российских производителях, таких как Фрэнсис Гарднер. Каждый из них помечал изделия собственным клеймом, о которых экскурсовод рассказывает отдельно.
Завершает экспозицию история советского фарфора. После революции 1917 года мода на него не исчезла. Более того, именно на советский период пришёлся пик его популярности благодаря массовости производства. Недорогие фарфоровые изделия мог позволить себе каждый, хотя выпускались и элитные серии, дорогие и дефицитные. Хороший сервиз был в семьях признаком благополучия, хранился на видном месте, но ради сохранности доставался только по особым случаям. Особенно ценились сервизы из ГДР.
Выставка фарфора в музее народной культуры будет работать до 25 августа.
Олег Гончаренко