Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 мая 2024,  18:50

Расширить концертное пространство. В Белгородскую филармонию купили цифровой орган

На презентации нового инструмента побывала «БелПресса»

Расширить концертное пространство. В Белгородскую филармонию купили цифровой органФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Услышать цифровой орган можно будет на выездных концертах филармонии в городах и сёлах Белгородской области и в её большом зале. Впервые он зазвучал 4 мая в культурно-спортивном центре Корочи.

В руках одного человека – целый оркестр

Первым за цифровой орган сел солист Белгородской государственной филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин.

Новый инструмент – пятый в области орган. В органном зале филармонии установлен духовой орган, ещё один размещается в Белгородском государственном институте искусств и культуры. Недавно собственным инструментом обзавёлся курортный комплекс «Ривьера». Свой орган есть дома и у самого Халиуллина. 

Органист рассказал: идею выездных концертов органной музыки он и филармония уже давно воплотили в жизнь. Дело оставалось только за инструментом: 

«Мы возили на такие концерты мой домашний орган и орган, который принадлежит музыкальному колледжу БГИИК. На таких концертах мы поняли, что звучание органа расширяет концертное пространство, увеличивает интерес к классической музыке, помогает разнообразить уличную культуру: мы играли у замка Utark, на площади – где только орган ни звучал в непривычной для него, казалось бы, атмосфере. Поэтому идея приобрести цифровой орган давно назрела. Теперь, кроме духового органа, у нас есть ещё и передвижной цифровой инструмент, с которым мы сможем завоёвывать души и сердца наших слушателей». 

Цифровой орган фирмы Johannus прибыл в Белгород в середине апреля, преодолев путь из Нидерландов через Санкт-Петербург. Выбирал инструмент тоже Тимур. 

 

Тимур Халиуллин Тимур Халиуллин / Фото: Павел Колядин

«Более того, под себя я делал настройки. Вы знаете, что я люблю играть в одиночку и без ассистента, поэтому специально в корпус мы попросили мастеров фирмы встроить дополнительные ножные пистоны, которые помогают мне перелистывать банк памяти комбинаций без участия рук, – пояснил органист. – Кроме того, специально для себя я попросил установить педаль швеллера и вальцера. Педаль швеллера помогает без рук подключать регистры, делая звучание громче и тише. Я попросил добавить регистры трубы и пан-флейты, в результате у нас здесь оркестровый набор, то есть в руках одного человека – целый оркестр».

Халиуллин отметил: ещё одно преимущество этого инструмента в том, что в нём есть возможность сохранять в записи положения регистровых рукояток. 

«Я приехал заранее, настроил орган, записал в памяти положения кнопок и на концерте уже буду лишь нажимать пистон для ног, который тоже для меня специально поставили, и тем самым смогу избежать лишних движений руками и посвятить себя только музыке», – добавил он. 

Начинка четырёх органов

Вот что рассказал о себе со сцены перед первым концертом сам цифровой орган: у него 2 клавиатуры для рук, 30 педалей для ног, 36 регистров, множество кнопок и рычагов, 75 банков памяти. Его пульт управления напоминает космический корабль, а начинка предполагает четыре стиля игры: барокко, романтизм, исторический и симфонический. Иными словами, на этом инструменте рукам и ногам органиста подвластна музыка всех эпох.

Её и услышали жители Корочи. Программу концерта сформировали как традиционную для открытия всех новых органов. 

«Я не в первый раз принимаю участие в подобных открытиях в разных городах нашей страны, и у меня уже сформировалась такая тенденция – показывать органную музыку от барокко до наших дней. Все эпохи впитала в себя органная культура: и светскую, когда родилась в гладиаторских боях и уличных мероприятиях, и духовную, когда орган стоял в церкви, и симфоническую, когда из церкви он попал на большие концертные сцены и звучал с оркестром, и хоровую, и рок-культуру, и джаз-культуру, и современные саундтреки. Всё это орган способен воспроизводить, и это главная моя цель – показать, как он может звучать по‑разному», – объяснил Тимур Халиуллин.

 

Традиционно орган открыли токкатой и фугой ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Прозвучала и вторая по популярности пьеса для органа – хоральная прелюдия «Взываю к тебе, Господи» этого же композитора – по‑настоящему космическая музыка, использованная режиссёром Андреем Тарковским в переложении в его знаменитом фильме «Солярис». 

Продолжили программу произведения Генделя, Моцарта (здесь к Халиуллину на сцене присоединились солистка филармонии, лирико-колоратурное сопрано Ирина Хубаева), Сен-Санса, где партию скрипки исполнил Михаил Маковский. Электровиолончель Олега Шейны сопроводила исполнение знаменитой Smoke on the Water. Красоту и возможности звучания органа Тимур Халиуллин продемонстрировал в исполнении саундтреков к «Пиратам Карибского моря» и «Интерстеллару». Яркой точкой концерта стал дуэт Кристины (Ирина Хубаева) и Призрака (Илья Быков) из мюзикла «Призрак оперы».

 

Орган едет по области

По словам Тимура Халиуллина, цифровой орган зазвучит и в большом зале филармонии вместе с симфоническим оркестром, как только такую презентацию позволит провести в Белгороде оперативная обстановка.

«Ожидаются несколько больших и интересных премьер: сочинения, которые невозможно исполнить в нашем органном зале, из‑за того что у нас небольшая сцена, будут исполнены в большом. Это симфонии Гельмана, Сен-Санса, которые написаны для солирующего органа и полного симфонического оркестра. Как раз для церемонии открытия мы подготовили несколько таких органно-симфонических шедевров», – рассказал он.

 

Директор филармонии Светлана Боруха уверена: новый инструмент позволит познакомиться с органной музыкой множеству жителей области. Прежде всего тем, кто в силу удалённости от областного центра не может посетить концерты в органном зале филармонии. 

Цифровой орган филармония приобрела на деньги регионального бюджета и благодаря гранту Минкультуры РФ, который учреждение культуры получило на проект «Белгородская симфония». 

«Мы задумали проект: 70 концертов к 70-летию Белгородской области. Так получилось, что, когда мы его планировали, Министерство культуры РФ объявило конкурс грантовой поддержки для реализации творческих проектов филармониями. Мы уже несколько раз выигрывали этот грант и снова подали заявку на проект «Белгородская симфония». Министерство культуры РФ нас поддержало. Благодаря гранту мы можем проехать по всей Белгородской области», – отметила Светлана Боруха.

 

Грантовая поддержка предполагает и софинансирование со стороны региона. 

«Мы, когда планировали концерты к 70-летию Белгородской области, закладывали и органные, хотя тогда ещё не думали, что сумеем приобрести такой орган. Но, коль уж обстоятельства сложились так и правительство нас поддержало, мы его приобрели, и теперь этот инструмент, начиная с проекта, будет ездить по городам Белгородской области», – рассказала директор филармонии.

Сейчас учреждение культуры проводит концерты с ограниченным количеством слушателей только в органном зале. Музыканты ждут, когда свои двери распахнёт для публики и большой зал. 

 

«В органном зале сцена маленькая, и мы не можем разместить на ней наши оркестры в полном составе. Но джазовый концерт наши музыканты отыграли там отлично, 18 мая Белгородский академический русский оркестр планирует в полном составе работать на сцене органного зала. Музыка живёт только тогда, когда её слушают. Музыка, которая звучит сама для себя, никому не нужна. Музыка нужна людям, поэтому и музыке нужны слушатели. Мы очень скучаем по нашим слушателям и верим, что всё вернётся на круги своя и мы будем работать в полном зале», – поделилась Боруха.

Для поклонников белгородского органа есть ещё одна новость: на 10 и 11 мая запланированы концерты-экскурсии в органном зале филармонии с Тимуром Халиуллиным. Подробности можно уточнить на сайте филармонии.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×