Как живёт и что исполняет эстрадно-джазовый оркестр из Нового Оскола
Вместе музыкантов объединил Виктор Плэчинтэ, он же и собрал часть коллектива для встречи с «Белгородскими известиями»
-
Статья
-
Статья
Три саксофона, четыре тромбона, пять труб, гитары и бас-гитара, пианино, ударная установка, вокалисты – это состав музыкального коллектива, работающего уже больше 10 лет при Центре культурного развития «Оскол».
Самому младшему его участнику – 14 лет, самому старшему – больше 50. Кто‑то здесь профессиональный музыкант, кто‑то учится, другие пришли, потому что не могут без музыки.
На одной волне
В начале 2010-х организовали духовой оркестр, ориентированный на марш-дефиле. А потом его руководство перешло к Виктору Плэчинтэ – преподавателю местной детской школы искусств. С 2012 года он занялся переформатированием коллектива в эстрадно-джазовый.
«Мне хотелось, чтобы мы могли играть всё, чтобы и зрителю это нравилось, и музыканты при этом чувствовали себя комфортно», – говорит он.
Один из участников оркестра Константин Пылёв добавляет:
— Я в коллективе почти 10 лет. Мы придерживаемся определённого настроя: где‑то и по эстраде нужно поиграть, где‑то попытаемся чуть-чуть в джаз. Но опять‑таки развиваемся дополнительно и в сторону поп-музыки. Сейчас у нас появился аранжировщик, от поп-культуры никуда не деться, она среди нас. Так или иначе, но трендам необходимо следовать. Соответственно, нужно сделать так, чтобы и из образа не выпасть, и люди узнавали хоть как‑то эти композиции.
— Тогда сразу такой вопрос: что вашей публике больше всего нравится?
— Я бы сказал, что у нас не совсем обычный оркестр. Если взять тот же биг-бенд – он довольно статичен. Мы можем считаться коллективом комбинированного типа, потому что у нас есть и оркестровая – статичная – составляющая, и есть активная программа на сцене. Мы не привязаны настолько сильно к нотам и инструментам – пытаемся делать шоу. И, наверное, основной наш слушатель – молодёжь. Людям постарше зачастую сложно понять, что это у нас такое.
— Я простым языком скажу, можно? Мы поём и танцуем, – добавляет вокалистка Светлана Губина. – Сами получаем удовольствие от того, что делаем, и своим позитивом, энергией заряжаем зрителя.
Руководитель оркестра соглашается:
«Мы все на одной волне».
Свой голос
Не все в коллективе профессиональные музыканты, не все работают в сфере культуры. Есть среди них и преподаватели детской школы искусств, и дизайнер, и сотрудник налоговой.
«Примерно 50 % коллектива по профессии музыканты, – рассказывает Плэчинтэ. – Но они не духовики, потому что духовые инструменты по своей специфике очень тяжёлые: многие пытались, но не освоили. Мне нужно было, чтобы состав оркестра стал старше по возрасту, поэтому начал приглашать взрослых и учить их».
Это, по его словам, помогло разрешить одну из проблем, с которой он столкнулся в коллективе. Входящие в состав оркестра ученики школы искусств после её окончания разъезжались учиться. Как следствие – постоянная, но болезненная ротация кадров. Но есть здесь и плюс. Некоторые из тех, кто когда‑то играл в оркестре, а потом переехал на учёбу, например, в Белгород, уже профессиональные музыканты, участники кавер-бендов, но по просьбе бывшего наставника периодически присоединяются к коллективу.
Александр Мерхалёв – баянист, работает в Новооскольской детской школе искусств им. Платонова. В оркестр он влился несколько лет назад.
«Я приехал из Красногвардейского района. Ездил сюда заниматься, понравился мне лес оскольский. Тут культура кипит, так и передайте, пусть все к нам приезжают», – говорит он.
У новооскольского эстрадно-джазового оркестра есть свой голос, считают его музыканты.
«Если другой коллектив возьмёт нашу партитуру и сыграет, то это будет совсем не то, что играем мы», – считает Виктор Плэчинтэ.
Константин Пылёв объясняет:
«В профессиональных оркестрах есть дирижёр. Всё то, что он считает нужным, вписывает в партитуру. У нас всё‑таки есть вариативность и определённая творческая составляющая. Остаётся костяк произведения, но немаловажный момент – развитие импровизации. Профессиональный музыкант идёт по определённой методике. У нас в коллективе есть любители. Отсюда процесс импровизации идёт такой, что где‑то нестандартно, где‑то грязновато. Как раз есть своя фишка в том, что всё идёт не так, как должно быть, но всё равно работает».
Азы демократического общества
«Мы – про всё!» – так говорят музыканты о своём репертуаре.
«У нас есть джазовые стандарты. Немного, но тем не менее есть», – рассказывает Константин.
Светлана подходит с пухлой папкой:
«Леди Гага, Билли Айлиш, «Калинка», песня из мультфильма «Ну, погоди!» (она заходит на ура). А ещё «Эй, ухнем!», «Полюшко-поле»… Музыку из кинофильмов мы тоже исполняем. Есть попурри из «Кавказской пленницы», «Криминального чтива», «Бриллиантовой руки»…
— Кто выбирает, что исполнять будете?
— Сразу и не скажешь, – продолжает она. – Начинается с того, что наш руководитель нам что‑то предлагает, а заканчивается тем, что мы делаем общее голосование: каждый выдвигает свою композицию, и какая наберёт больше голосов, ту и играем.
— Азы демократического общества! – шутит Константин.
Два раза в неделю коллектив собирается на репетиции. На вопрос, тяжело ли собраться работающим людям в будни всем вместе, отвечают: тут тоже работа, музыканты оркестра считаются совместителями. Да и репетировать предпочитают по вечерам, в выходные – пораньше.
«Сложно с тем, что у каждого своё видение нашей музыки, а у нас – демократия, – полушутя-полусерьёзно говорит Константин. – Репетиционный процесс может сопровождаться какими‑то разногласиями, но сама цель в том, что коллектив должен выйти на сцену единым целым. А в закулисье у каждого может быть много проблем».
Виктор Плэчинтэ замечает:
«У нас наиживейший коллектив. Мы играем между собой, мы – живые. Стараемся максимально эту сплочённость показать и выдать всю энергию на сцену».
А Пылёв добавляет:
«Работа работой, но нужно понимать, зачем ты сюда пришёл. Если просто деньги зарабатывать, то, наверное, тебе здесь не место. Если так или иначе ты за музыку, за творчество, можешь что‑то привнести и в коллектив, и для зрителей, то тебе к нам. Денежный эквивалент – это приятный бонус».
На разогреве у Бутмана
Услышать и увидеть эстрадно-джазовый оркестр можно в основном в Новом Осколе. Коллектив ведёт страницу в соцсетях, где ребята публикуют фрагменты своих выступлений. Как и все музыканты, они мечтают о гастролях, волнуются перед выездными концертами: какая будет публика, чем оснащена площадка и как выступить на ней так, чтобы не было брака по звуку.
«Вот в позапрошлом году с Игорем Бутманом в Валуйках на одной сцене играли, можно сказать, на разогреве, – вспоминают музыканты. – Там была подзвучка, играть приятно было».
В прошлом году коллектив выезжал в областной центр на «Белгородское лето». В этом музыканты присоединились в Белгороде к городскому фестивалю-конкурсу «Везёлка. Живой звук – 2023» и заняли 1-е место в номинации «Инструментальные группы. Бенды».
«Позвали – едем, – говорят новооскольцы. – Потому что выступать на одном месте постоянно для артиста тяжело».
Два лета подряд коллектив приезжал на военно-исторические сборы «Армата», которые проходили в Новом Осколе.
«Это для нас хорошая тренировка, – рассказывают оркестранты. – У участников в конце дня есть свободное время перед отбоем, и наше управление культуры отвечает за концертную программу на этот час. Один день в неделю выделяли нам, мы приезжали и отыгрывали часовой сет».
Александр Мерхалёв добавляет:
«Мы бы с радостью выступили где угодно».
Виктор Плэчинтэ рассказывает: случалась у оркестра и фестивальная поездка за пределы региона. Тогда коллектив пригласили на международный музыкальный фестиваль в Воронеж, и организаторы даже прислали за новооскольскими музыкантами автобус. Домой артисты вернулись дипломантами.
— И всё‑таки мы больше сценовые музыканты, – говорит Плэчинтэ. – Так как нас мало для полноценного оркестра, мы друг друга компенсируем инструментами.
— Наверное, для вас лучшая реакция публики, чтобы зрители встали и начали танцевать?
— Конечно! И когда на телефоны записывают наше выступление, – хором говорят музыканты.
Оксана Придворева