Параллельность движения. Востребовано ли в Белгороде авангардное искусство
«Белгородская правда» побывала на выставке современного искусства и попыталась понять, почему работы оттуда вызывают шквал эмоций
-
Статья
-
Статья
Один из основателей русского абстракционизма Василий Кандинский в своём трактате «О духовном в искусстве» пытался разобраться, как цвет воздействует на сознание зрителя. «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», – писал он.
65 участников межрегиональной выставки современного искусства «Параллели», что открылась в выставочном зале «Родина», явно следовали заветам теоретика изобразительного искусства. Начинающие авторы и профессионалы представили 150 работ.
Два пути
Если обратиться к точному определению, то авангард – это направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Это не единый живописный стиль, а совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже XIX–XX столетий.
Сам термин объединил все те дерзкие и новаторские течения, которые шокировали публику и отрицали классическую традицию. Вот почему до сих пор принято противопоставлять академизм и авангардизм. Белгородцы рискнули поспорить с устоявшимся мнением.
«Академическое искусство зачастую в искусствоведении противопоставлено современному авангардному, – поясняет директор «Родины» Андрей Колесников. – Считается, что в основе его всегда лежит некий конфликт. Но за века существования авангардизма мы убедились, что это не противопоставленность, а параллельность движения. Именно поэтому свою выставку мы назвали «Параллели». Есть классическое академическое искусство, и его ничто никогда не заменит. Но авангардное – популярно и востребовано, поскольку даёт зрителю большую пищу для размышлений. У него нет задачи что‑то объяснить. Его миссия – заставить человека думать и уже на основе своих ассоциаций прийти к эстетическому наслаждению от общения с предметом искусства».
Выставку кураторская группа готовила ещё с января. Написали положение, разослали в регионы и получили большой отклик от художников, желающих принять в ней участие: из Воронежа, Курска, Москвы. Собрали более 150 предметов и произведений искусства. Все они расположены так, что любой посетитель выставки получает прямой доступ к предмету или картине. В течение трёх недель пройдут творческие встречи с авторами, которые расскажут о представленных здесь работах и направлениях своего творчества. Встречи будут транслироваться и в социальных сетях.
Концептуальные находки
Интересный ход придумали организаторы выставки в начале её открытия. У порога всех посетителей ожидали девушки в костюмах белого цвета с цветными многоугольниками в руках. Они же – своеобразные музы, путешествующие по всем уголкам экспозиции.
«Нашей задачей было ввести посетителей выставки внутрь абстракции. Не случайно мы одеты в белые одежды – по сути, мы представляем собой холст, но при этом у нас в руках разноцветные геометрические фигуры, которые ведут нас в мир абстракции. Я выбрала фиолетовый пятиугольник. Для меня этот цвет олицетворяет мудрое спокойствие. Мне нравится общая идея экспозиции – здесь зрителей словно ведут от одной работы к другой, и каждое произведение способно вызвать настоящий всплеск эмоций», – пояснила дизайнер-иллюстратор и учитель физики Лариса Мышеловка.
Самые яркие впечатления у посетителей вызвал перформанс по рисованию на живой модели, который провела молодая художница Алёна Дронова. Совсем недавно белгородцы могли полюбоваться её творчеством на персональной выставке кукол «Всем сердцем чувствую». Несколько образов перекочевали и на «Параллели»:
«Я преподаю в Детской школе искусств в Майском, провожу мастер-классы, организовываю выставки, создаю интерьерных кукол, кстати, сегодня они тоже представлены здесь, в экспозиции, – рассказывает, не отрываясь от работы, Алёна. – Но основная моя задача сегодня – провести перформанс. Я постаралась собрать разные стили авангардного направления, которые станут живой картиной на живом холсте».
Многие посетители выставки авангарда, среди которых были и белгородские художники-мэтры, высоко оценили и идею вернисажа, и способ организации выставочного пространства.
«Приятное впечатление произвела трансформация стендов выставочного зала и то, как интересно работает их каркас после снятия щитов, – отметила художница Ольга Попова. – Выставки наших мастеров всегда состояли из произведений самобытных, и не важно, в какой они манере, в каком стиле, в какой технике выполнены. Они должны быть профессионально и пластически интересны. Приятно, что здесь много работ членов нашей региональной организации Союза художников России. А сама выставка даёт возможность ещё раз убедиться в том, что искусство многогранно».
Согласен с коллегой и художник Сергей Лозовой:
«Я никогда не хвалю и не ругаю выставки. Но эта мне нравится потому, что идёт вразрез со стереотипами. Все привыкли, что художественное творчество в Белгороде консервативно – церквушки, дома, поля с пшеницей. А тут я приятно удивлён, что есть люди, которые мыслят по‑другому. В жизни художника важны обе стороны: и та сторона, где есть реалистичная живопись, где мы пишем историю сегодняшнюю, и сторона с другим видением. Но здесь очень важно ремесло, чтобы художник им владел и пользовался и при создании абстракций. Добавлю, что общий дух выставки очень позитивный».
Как это создаётся
Выставочный проект даёт зрителям возможность познакомиться с произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, созданными художниками в абстрактном стиле, нео-поп-арте, концептуализме, супрематизме, неоэкспрессионизме и ряде других авангардных направлений. И конечно, у каждого из художников свой процесс создания картины.
«Я рисую руками, для меня тактильный метод позволяет лучше чувствовать материал, без посредников, потому что кисть или мастихин – это уже посредники, – делится своими секретами член Творческого союза художников России Анжелика Заозёрская. – Даже если надевать перчатки на руки, то теряется космос. В этой выставке участвует моя работа «Осенняя соната». Это абстракционизм, я её писала пальцами, использовала акрил».
Воплотить идею, заложенную в названии выставки – «Параллели», удалось белгородскому художнику Алексею Почкалову. Он предоставил сразу четыре свои работы, которые написал в разных техниках и в разное время. Работу над «Полосой» художник начал в 2017 году. Тогда он с помощью кракелюра сделал фон, но дальше дело не пошло.
Четыре года картина лежала и дожидалась своего часа. Помогло стечение обстоятельств: Алексей готовился к персональной выставке, нужно было дополнить экспозицию. Художник вспомнил о холсте, достал его и быстро нарисовал на готовом фоне кисть с идущей от неё красной полосой. Вторая картина «Панельное солнце» – это абстрактный собирательный образ белгородских многоэтажек. Алексей учился на архитектурном факультете, так что данная тема присутствует во многих его работах.
«Из четырёх полотендве картины – это дань уважения старым мастерам, – поясняет Почкалов. – Одна в стиле кубизма под названием «Осколки ноября», а вторая посвящена творчеству американского художника, идеолога и лидера абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока. Лет шесть назад я заинтересовался его техникой: бесконтактный способ писания картин, который называется техникой льющейся краски. Краска разбрызгивается по холсту, который находится на горизонтальной поверхности».
«Параллели» будут дарить эмоции белгородцам и гостям областного центра до 30 июля.
Арина Беседина