Замоскворецкие страсти. В белгородском драмтеатре – премьера «Женитьбы Бальзаминова»
Новый спектакль покажут зрителям сегодня и завтра, 26 марта
-
Статья
-
Статья
Комедию в двух действиях по одноимённой пьесе Александра Островского на сцене драмтеатра им. М. С. Щепкина поставил режиссёр Игорь Ткачёв.
Обыкновенный человек
В год, когда в стране отмечают 200-летие Островского, «Колумб Замоскворечья» – на сцене белгородского драмтеатра. Премьера «Женитьбы Бальзаминова» – подарок зрителям и к юбилею автора, и к будущему Всемирному дню театра, который отмечают 27 марта.
Мелкий чиновник Миша Бальзаминов – мечтательный, слегка наивный и в исполнении Дмитрия Евграфова даже чуть уставший от тщетности собственных попыток изменить своё социальное и финансовое положение к лучшему. А способ он знает только один – жениться на богатой невесте. При маменьке Павле Петровне (заслуженная артистка РФ Ирина Драпкина) Бальзаминов на коротком поводке (показательная картина с пряжей!), поэтому буквально спит и видит обрести своё счастье так, как знает и умеет.
Режиссёр спектакля Игорь Ткачёв так охарактеризовал его главного героя:
«Бальзаминов – обыкновенный человек, такой же, как и все мы. У всех нас есть свои мечты, какие‑то чаяния, желания, способы их реализации немножко разные. Все стремятся в этом спектакле только к одному – к счастью. Для кого‑то счастье – это деньги, для кого‑то – новый мир, который он наблюдает. Поэтому Бальзаминов – это мы с вами, это наши конфликты, в том числе и бытовые, и наши мечты, которые связаны между собой».
Сам Островский определил «Женитьбу Бальзаминова» как «картины московской жизни». Свои краски в эти картины вносят сваха Акулина Красавина (Ольга Решетова), офицер в отставке Лукьян Чебаков (Андрей Манохин), купеческие сёстры с приличным приданым Анфиса (Анастасия Замараева) и Раиса (Дарья Купавцева) Пежёновы, богатая вдова Домна Белотелова (Эвелина Ткачёва), кухарка Мартёна (Нина Кранцевич). Также в постановке заняты Оксана Катанская (её героиня, горничная Химка, и произносит: «Вот страсти‑то!»), Илья Кузьмин, Михаил Новичихин, Илья Штейнмиллер, Константин Мойса.
«У всех тут есть своя правда. Иное дело, какими способами они стараются добиться этой правды: кто‑то жульничает, кто‑то не жульничает, кто‑то напрямую идёт, а Бальзаминов плывёт по течению, но со своей мечтой», – добавил Игорь Ткачёв.
«Загадочность времени»
Зрителей в мир столичного купечества второй половины XIX века перенесёт картина «Московский дворик» Василия Поленова, представленная в виде декорации на сцене.
«На неё смотришь – и от неё идут мягкость, тепло и доброта. И это создаёт ощущение некоей загадочности и привлекательности времени. Вот этого мягкого, без всяких гаджетов, без современных проблем, когда всё туманно, далеко и маняще», – пояснил режиссёр.
Над оформлением спектакля работала главный художник БГАДТ им. М.С. Щепкина Марина Шепорнёва.
«Иллюстрация нашего великого художника Поленова натолкнула на мысль, как показать, что наши персонажи – люди‑то неплохие. Это Замоскворечье, лето, беседочки, мебель, овощи-фрукты висят большие, чтобы перенестись в райский сад к Белотеловой, где понятно бы было, что она пышет здоровьем и богатством. У Миши Бальзаминова с самой всё попроще – и декорации попроще. Важно было, чтобы декорации были простыми, лёгкими, потому что в спектакле артисты много двигаются, много танцев, и загромождать сцену нельзя. Поэтому спектакль вполне может быть выездным, его можно легко поставить на любой площадке и сами актёры создадут любую декорацию», – рассказала художник-постановщик.
Другая история
Шепорнёва добавила: разница в социальном статусе героев спектакля отображена и в их костюмах. Шикарной, как райский сад, Белотеловой с высокой причёской и объёмным платьем противопоставлены простые, местами лоскутные костюмы Бальзаминова, его матери, лоскутное одеяло в их доме.
«Вообще такая радость для художника столкнуться вообще с творчеством Островского, с любой его пьесой. А тут Игорь Ткачёв и Виктор Слободчук решили поставить «Женитьбу Бальзаминова». Это пьеса вне времени, радостная, смешная и хорошо всегда смотрится в театре, – рассказала она. – А артисты растут на этих ролях, и им, как и художникам, нравится работать с Островским».
Безусловно, многим «Женитьба Бальзаминова» знакома по одноимённому советскому фильму. Игорь Ткачёв признаёт: возможно, кто‑то из зрителей придёт на спектакль с ожиданием увидеть максимально приближенную к нему постановку.
«Наш спектакль – это наше с коллективом видение этой пьесы. Опасения, что зритель будет искать похожести, остаются, но я думаю, что мы быстро их развеем и погрузим всех в созданный нами мир», – добавил он.
Александр Островский дал «Женитьбе Бальзаминова» второе название «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Миша Бальзаминов в финале спектакля всё‑таки находит желаемое, а зрители, которые придут на премьеру за хорошей комедией, наверняка выйдут из зала в приподнятом настроении.
После двух премьерных показов зрители увидят «Женитьбу Бальзаминова» 5, 29 апреля и 4 мая. А 20 мая его покажут дважды: в 11:00 – для держателей Пушкинской карты, в 18:00 вечерним спектаклем закроют 87-й театральный сезон.
Оксана Придворева