Белгородцам показали красоту Пальмиры в графике
-
Статья
-
Статья
В художественном музее Белгорода открылась выставка «Максим Атаянц. Античный мир с востока на запад».
На выставке представлены 40 графических работ известного российского архитектора и художника Максима Атаянца, созданные с 2005 по 2023 год. Тема этих рисунков – красота архитектурных памятников греческой и римской античности на территории Италии, Греции, Турции, Сирии.
Художник почти 30 лет путешествовал по центрам античного мира, историческим провинциям Римской империи. Изучал, делал фотографии и зарисовки древних театров, терм, храмов, библиотек, отдельных архитектурных элементов зданий.
Совершенство его рисунков оценили в Эрмитаже, ГМИИ им. Пушкина и в Музее архитектуры им. Щусева, в Музее архитектурного рисунка (Берлин, Германия), на архитектурном факультете университета Нотр-Дам (США), где хранятся работы Атаянца.
В Белгород они приехали с оказией – вместе с открытой 17 марта выставкой произведений студентов и преподавателей Санкт-Петербургской академии художеств. Художник говорит, что решил таким образом поддержать белгородцев в непростое время.
«Для меня это принципиально важно, это главная цель моего приезда, – рассказал «БелПрессе» Атаянц. – Хочу поддержать Белгород в этой сложной боевой обстановке всем, чем могу, а так как я имею отношение к культуре – в моём распоряжении соответствующие инструменты. Будь я кем‑то другим, то поддержал бы иначе, но главное – непременно сделал бы это».
На выставку пришли белгородские студенты-архитекторы, сотрудники органов архитектуры, другие заинтересованные специалисты. После открытия Максим Атаянц выступил с лекцией и ответами на вопросы. Концертный зал художественного музея публика забила до отказа, люди стояли в проходах: визит такого спикера для белгородских архитекторов – событие.
«Сейчас как никогда важно, чтобы в Белгород приезжали такие гости, – подчеркнул министр культуры Белгородской области Константин Курганский. – Нам нужны красота, вдохновение и спокойствие. Меня выставка Максима Борисовича вернула в годы обучения на историческом факультете: глядя на его работы, ты словно слышишь гул греческих, римских улиц, оживляешь в воображении те древние события, о которых рассказывали педагоги».
Как архитектор, Атаянц строит, реставрирует и реконструирует храмы, монастыри, жилые комплексы. В числе его работ – горный курорт «Горки город» и культурно-этнографический центр «Моя Россия» в олимпийском Сочи. Среди последних проектов – подходящее к концу строительство собора Сошествия Святого Духа в Санкт-Петербурге. Он станет в городе одним из крупнейших.
«Алтарь там уже освятили, службы проходят. Видно, что люди уже полюбили этот собор, это радует больше всего», – признался заслуженный архитектор России.
Архитектурный стиль Максима Атаянца – неоклассицизм, сочетание современности с античной классикой. Именно с этой точки зрения его интересуют шедевры античных городов. Особенно – Пальмиры, останки которой на территории Сирии были уничтожены в 2015 году террористами. Ею вдохновлялись первые строители родного для архитектора Санкт-Петербурга, с его вереницами правильных фасадов, множеством колоннад и открытых пространств.
Освобождая Сирию от террористов, Россия заинтересована в восстановлении Пальмиры. Институт материальной культуры Российской академии наук и Максим Атаянц активно в этом участвуют.
Учёные создали компьютерную 3D-модель города до разрушения и передали её Сирии для восстановления памятников.
Художественные работы архитектора также могут быть для этого пособием.
«В своей научной деятельности самым важным считаю участие в большом совместном российско-сирийском проекте по восстановлению Пальмиры, – отметил Атаянц. – В мае будем защищать его в Сирии перед местными властями и специальной комиссией ЮНЕСКО. Надеюсь, что, когда наступит мир, в Пальмире будут восстановлены основные объекты».
Как преподаватель, Максим Атаянц работал в разных университетах Европы. С 2000 года преподаёт в Санкт-Петербургской академии им. Ильи Репина.
Выставка графики «Античный мир с востока на запад» будет демонстрироваться до 21 мая.
Олег Гончаренко